Россия может продать Сирии боевые самолеты

Обычная сделка о поставке Сирии пяти российских истребителей-перехватчиков МиГ-31Э, которую якобы готовит "Рособоронэкспорт" на традиционном авиасалоне во французском Ле Бурже вдруг вызвала бурю эмоций.

Некоторые средства массовой информации сразу заговорили о том, что эти самолеты предназначены не столько для самой Сирии, сколько для Ирана.

Появились сообщения, будто Иран и оплачивает эту сделку. Но, как заявил представитель МИД России Михаил Камынин, Россия в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами строго следует международному праву и своим обязательствам. Иными словами, РФ продает оружие каким бы то ни было странам с обязательством со стороны покупателей, что те не перепродадут его третьим странам.

Именно этот момент возможной сделки России с Сирией и беспокоит в первую очередь Израиль, который считает Сирию одним из своих главных противников на Ближнем Востоке. Конкретная сделка, по словам депутата израильского кнессета, бывшего главы комиссии по иностранным делам и обороне Юваля Штайница, не представляет собой угрозы для безопасности Израиля. Но, по его словам, главная опасность в том, что речь идет о целом пакете сделок в сфере оружия, которые постепенно накапливаются. Как считают в Израиле, это оружие может попасть ливанскому радикальному движению "Хезболла".

Кстати, в прошлом году Израиль в ходе конфиденциальных переговоров обвинял Москву в том, что часть вооружения, проданного ею Сирии, попала как раз в руки "Хезболла" и использовалась во время прошлогодней летней войны в Ливане.

А что до слухов о том, будто Сирия покупает российские истребители на иранские деньги, то тут особо удивляться не следует. Ведь Дамаск и Тегеран связывает ряд соглашений о совместной обороне. Стратегический ирано-сирийский альянс сложился еще в 80-е годы в ходе ирано-иракской войны. Более того, в последние годы Сирия и Иран подписали целую серию договоров, предусматривающих плотную координацию оборонительных действий.

   салон

Сергей Птичкин, Николай Паклин

Общая стоимость всех контрактов, заключенных российской стороной на 47-м аэрокосмическом салоне, уже превысила миллиард долларов.

Вообще-то на выставках, подобных "Ле Бурже-2007", крупные контракты подписываются очень редко. В лучшем случае - протоколы о намерениях. Нынешний салон во Франции стал приятным исключением - и намерения высказаны самые серьезные, и контракты заключены более чем солидные.

Представители нашей страны не стали долго ждать и уже в первый день, можно сказать, взяли с места в карьер. Группа компаний S7 ("Сибирь") подписала контракт с "Эрбасом" о покупке двадцати пяти новейших и, пожалуй, лучших в классе узкофюзеляжных лайнеров - А-320. Гендиректор "Сибири" Владислав Филев ушел от ответа о цене. Однако он подтвердил, что до 2012 года компания, которую он возглавляет, выведет из эксплуатации все Ту-154М и закупит в общей сложности не менее пятидесяти различных самолетов, выпускаемых "Эрбасом".

Руководители "Эрбаса" не могли скрыть своей радости, так как конкуренция между европейским авиастроительным концерном и "Боингом" обострилась до предела, за поиск новых клиентов и продажу каждого самолета идут настоящие сражения. Очень активно заявляет о различных совместных российско-французских проектах группа компаний SAFRAN, являющаяся ключевой в европейской индустрии высоких технологий. Вчера гендиректором Уральского оптико-механического завода Сергеем Максиным и гендиректором компании Sagem, входящей в SAFRAN, господином Артеманом было подписано соглашение о создании на Урале совместного предприятия по производству тепловизоров новейших поколений. При этом речь не идет об отверточной сборке в России французских изделий. Разработка перспективных систем ночного видения будет вестись совместными усилиями. Авторитет УОМЗ в мире очень высок, с уральскими приборостроителями охотно сотрудничают практически все ведущие мировые фирмы, работающие в области оптико-электроники. Вчера этому сотрудничеству придано качественно новое наполнение.

"Гражданские самолеты Сухого" не только подписали соглашение о более активном участии крупнейшей западной корпорации Alenia в деле создания нового российского регионального самолета, но и подписали первый договор об экспорте "СухойСуперджет-100". Сумма этих сделок оценивается в несколько сот миллионов долларов.

Совет директоров "Аэрофлота" буквально накануне открытия салона в Ле Бурже принял решение о закупке партии самолетов А-321 и А-330. Подписание первого контракта тоже запланировано в период работы салона.

Подписан контракт на запуск четырех ракет-носителей "Союз-У" с французского космодрома в Куру. О начале запусков наших ракет с этого экваториального космодрома разговоры шли давно, наконец, они документально оформлены.

В рамках работы "Ле Бурже-2007" пописан контракт между Авиационным комплексом "Ильюшин" и авиакомпанией "Волга-Днепр" о закупке трех транспортных самолетов Ил-76Д-90В с двигателями ПС-90 и опционе еще на десять машин.

Не теряет Россия свои позиции и в боевой авиации. Руководство РСК "МиГ" уверенно заявило о том, что рынок глубоко модернизированных МиГ-29 оценивается в девять миллиардов долларов. На салоне всех поражает своими возможностями МиГ-29М ОВТ, пилотируемый летчиком Михаилом Беляевым. Большой интерес проявлен к МиГ-35. А заявление о том, что идут работы по модернизации самого мощного в мире истребителя-перехватчика МиГ-31 даже вызвало некоторый переполох. Заместитель руководителя РСК "МиГ" по маркетингу Владимир Выпряжкин заявил, что уже есть заказы на МиГ-31М. И прокатилась волна разговоров о том, что Россия готовит контракт о продаже Сирии новейших перехватчиков, которые в итоге попадут в Иран, который якобы и оплачивает эту сделку.

Корреспондент "РГ" задал вопрос руководству "Рособоронэкспорта" и РСК "МиГ": насколько эти слухи соответствуют действительности? Руководители твердо ответили: никаких контактов по авиационной тематике между РСК и Ираном вообще не существует. Самолеты МиГ-25, как предшественники МиГ-31, имелись на вооружении ВВС Алжира, Ливии и Сирии, а также остались еще в Казахстане. Все эти страны проявляют интерес к восстановлению парка своих самолетов-перехватчиков на качественно новом уровне. Как сказал Владимир Выпряжкин, такой интерес можно считать своеобразным заказом, но пока никаких конкретных договоров заключено не было и никаких проплат по ним в Россию не поступало.

Этот же факт подтвердил и глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов. Отвечая на поставленный вопрос, он сказал, все страны, на вооружении которых имеются самолеты МиГ-25, сейчас ведут переговоры о поставке им усовершенствованного варианта этого перехватчика - МиГ-31. Но пока ни одни переговоры не закончились подписанием контракта. Как только это произойдет, подчеркнул Чемезов, эту информацию никто не будет держать в тайне.