Завтра в кинотеатре "Пушкинский" внеконкурсным фильмом Эмира Кустурицы "Завет" откроется 29-й Московский международный кинофестиваль. Как известно, на этот раз он готовился в экстремальных условиях: за три месяца до старта произошла полная смена его команды, и отбор фильмов для конкурса превратился в охоту за ними. Но, кажется, невозможное свершилось - во всяком случае, председатель отборочной комиссии критик Андрей Плахов считает, что программу за этот кратчайший срок удалось собрать интересную.
Андрей Плахов: Оценивать собственную работу трудно, но лично я ею удовлетворен - все, что могли, мы сделали. Обычно говорят, что программа формировалась по принципу качества. Но при этом часто выходит, что программа однообразна и даже уныла: качество, хоть и присутствует, но само по себе не делает фестиваль увлекательным, не создает в нем сюжета и внутреннего напряжения. Поэтому мы не фетишизировали одно только качество, старались заботиться о таком сюжете и намеренно брали фильмы, способные нарушить ровную гладь. Пусть даже не очень совершенные иной раз, но - живые. Другая комиссия, возможно, и не включила бы в конкурс такие фильмы, как "Вива" американки Анны Биллер, "Незнакомка" итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе или "Мой фюрер" Дани Леви, вызвавший в Германии большой коммерческий ажиотаж, причем критики этот фильм разругали.
Российская газета: За последние годы Московский фестиваль сильно потерял в весе, его репутация в мире далека от прежней. Это вызвало сложности при подборе конкурсных фильмов?
Плахов: Конечно, было бы глупо ожидать, чтобы режиссеры рвались отдавать в Москву свои новые фильмы. Тем более что о самом существовании ММКФ в этом году было объявлено довольно поздно. Ведь, как известно, в марте сменилась вся команда его организаторов, изменился даже адрес фестиваля, так что некоторые фильмы, посланные по старому адресу, до нас просто не дошли.
РГ: Приходилось ли отвоевывать какие-то фильмы в конкурентной борьбе с другими фестивалями?
Плахов: Конкурировать пришлось главным образом с "Кинотавром" по поводу российских картин. Мы очень старались, чтобы эта конкуренция была корректной и не напрягла наших добрых отношений с сочинским фестивалем, с которым мы хотим дружить. Мы даже показываем в качестве фильма-сюрприза одну из картин-победительниц "Кинотавра". Но это, конечно, конкуренция: показывать одни и те же фильмы не хочется. В конечном итоге удалось прийти к обоюдному согласию по поводу трех российских картин, включенных в наш конкурс. Мы не хотели спорить и с Карлововарским фестивалем, который к моменту, когда в середине марта мы приступили к работе, уже взял в конкурс "Простые вещи" Алексея Попогребского. Что касается зарубежных фильмов, то естественно, если у картины есть шанс попасть в Венецию, ее авторы предпочтут ждать сентября, чем отдать ее нам.
РГ: Вам хорошо знакома вся программа - на какие тенденции и фильмы фестиваля, с вашей точки зрения, стоит обратить внимание читателям "РГ"?
Плахов: Есть в конкурсной программе интересная особенность: обилие картин, так или иначе связанных с Россией и русским языком. Это не только три наших фильма: "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой и "Путина" Валерия Огородникова, но и украинская картина "У реки", снятая ученицей Киры Муратовой Евой Нейман на русском языке с Мариной Полицеймако и Ниной Руслановой в главных ролях. Это и "Русский треугольник" грузинского режиссера Алеко Цабадзе, снятый опять-таки по-русски с Артемом Ткаченко ("Меченосец") и Константином Хабенским. Это даже фильм Джузеппе Торнаторе "Незнакомка", главная героиня которого - украинка. И, конечно, это израильские "Дети СССР" Феликса Герчикова, все герои которого - выходцы из нашей страны.
РГ: Что интересного будет в других программах?
Плахов: Прежде всего, фильм, который закрывал Берлинский фестиваль, - "Ангел" Франсуа Озона, его представит в Москве сам режиссер. В программе "Московская эйфория" есть фильм чешского классика Иржи Менцеля "Я прислуживал английскому королю". Любителям костюмных фильмов будет интересна получившая во Франции премию "Сезар" "Леди Чаттерлей", представить которую приедет режиссер Паскаль Ферран. Шум на фестивале в Роттердаме вызвал "Ангел истребления" Жан-Клода Бриссо - картина довольно провокационная в плане стиля, эротики и экзотики. В программе "Восемь с половиной фильмов" я бы обратил внимание на немецкую картину "Жизнь других", награжденную "Оскаром", и каннский фильм Ульриха Зайдля "Импорт - экспорт", тоже, как и картина Торнаторе, повествующий об украинской эмигрантке, но в Австрии. Мы стремились, чтобы спорные фильмы были во всех программах фестиваля, в том числе и в конкурсной, которая, вполне возможно, не всем понравится.