Депутаты Госдумы намерены до конца весенней сессии принять закон, который позволит российским правоохранительным органам эффективнее противодействовать экстремизму.
Пока законодательная инициатива "единороссов" Михаила Емельянова и Николая Ковалева, "родинца" Николая Безбородова и либерал-демократа Игоря Лебедева, ужесточающая наказание за массовые беспорядки, хулиганство, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронений и другие преступления, совершенные "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды какой-либо социальной группы", прошла только первое чтение. И сейчас в Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству готовят ее ко второму.
"Чем быстрее мы примем этот закон, тем будет лучше", - сказал член этого комитета, депутат Дмитрий Еремин, открывая вчера заседание "круглого стола", в котором участвовали представители Государственно-правового управления президента России, МВД, ФСБ, прокуратуры. Авторам законопроекта особенно были важны замечания тех, кому придется исполнять закон.
По словам Михаила Емельянова, многие положения законопроекта нуждаются в уточнении. Это можно было заметить по откликам на первое чтение документа. Немало вопросов возникло у ФСБ. К примеру, что значит "массовое распространение заведомо экстремистских материалов"? Почему "заведомо", если тот факт, что материалы экстремистские, должен определить суд? И какое число подходит под определение "массовое" - три, пятьдесят, сколько? Дотошность представителей компетентных органов не смутила главного советника президентского ГПУ Вален тина Михайлова, который, как и депутат Михаил Емельянов, считает, что суд должен принимать решение по каждому конкретному случаю. Если один доктор наук передал трем своим аспирантам, которые пишут диссертации, разоблачающие национал-социализм, три книги "Майн кампф", то это вряд ли можно назвать массовым распространением экстремистских материалов. "Нельзя перегибать палку и сажать в тюрьму за то, что какой-то гражданин передал товарищу какой-то листок". В некоторых случаях люди проявляют интерес к таким листовкам из простого любопытства. И имеют на это право. "Нельзя вводить тотальный запрет на все", - заметил Михайлов, однако он не исключил, что в подобных случаях на "любопытных" может быть оказано "общественное воздействие". Неоправданным в правоохранительных органах посчитали и предложенную ко второму чтению норму, запрещающую подстрекательство к экстремистским действиям или провокацию их. Впрочем, их нельзя упрекнуть в излишней снисходительности к экстремистам. К примеру, ко второму чтению в законопроект внесена норма, позволяющая оперативным службам вести прослушивание телефонных разговоров лиц, которые, по их мнению, могут иметь отношение или располагать информацией о подготовке или совершении преступлений экстремистской направленности. "Очень много вопросов остается к терминам и их содержанию, - самокритично признался Михаил Емельянов. - По этой причине важно, чтобы на выходе закон получился четким и точным и не создавал проблем для оппозиционных партий". С другой стороны, по мнению Емельянова, "для партий, действующих в законных рамках политического пространства, закон не представляет опасности". "Мы не хотим, чтобы к власти приходили экстремисты, - заявил Емельянов.
Поэтому, ввиду "повышенной опасности" этих преступлений законопроектом предлагается ужесточение уголовной ответственности за их совершение, которая будет наступать с 14 лет.