Уже сейчас, по словам Быстрова, есть по крайней мере пять предварительных предложений на создание морских портовых зон, по одной - от аэропортов и речников. Закон об особых экономических зонах портового типа оказался самым "долгоиграющим" в числе прочих ОЭЗ, но вот-вот будет готов. Госдума уже рассмотрела документ в первом чтении. В июле, надеется Быстров, он пройдет второе и третье чтения и может быть рассмотрен в Совете Федерации. И хотя к закону потребуется принять еще несколько правительственных постановлений, конкурс рассчитывают провести до конца года, скорее всего осенью. Пока, правда, в РосОЭЗ не определились, проводить ли по морским, речным и воздушным портам разные конкурсы или объединить их в один. К тому же, по словам Быстрова, портовики не особенно нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства. Бизнес готов взять все расходы на себя, он нуждается лишь в льготном таможенном и налоговом режимах.
Растет и число проектов, претендующих на получение государственной поддержки из Инвестфонда. Напомним, что на уже одобренные 12 проектов из этой копилки будет потрачено 286 миллиардов рублей. Недавно в Санкт-Петербурге инвестиционная комиссия дала "зеленый свет" еще 4 заявкам, их общая стоимость обойдется государству в 45 миллиардов рублей. Между тем в этом году в Инвестфонде скопилось около 170 миллиардов рублей, а в последующие годы в него будут добавлять ежегодно не более 100 миллиардов рублей. Но как только проекты запустят, а Инвестфонд вскроют, "копилка" начнет стремительно таять. Выход Быстров видит не в ограничении приема заявок, а в более строгом отборе. Новый режим отсева уже разработан и ждет одобрения правительственной комиссии, пояснил он журналистам. Предполагается, что по каждому критерию с учетом его важности будет выставляться определенная оценка, и таким образом все поступающие проекты выстроят по "ранжиру". Причем не исключено, что еще до одобрения правительственной комиссией новые правила опробуют в пилотном режиме.
Осенью этого года ожидается и появление первого в России концессионера - правительство Санкт-Петербурга объявит результаты отбора по строительству на основе концессии платной автодороги "Западный скоростной диаметр" и подведет предварительные итоги объявленного недавно конкурса по Орловскому тоннелю, рассказал корреспонденту "РГ" председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства города Максим Соколов. Питер стал в концессиях первопроходцем и принял на местном уровне закон, в котором учел пожелания бизнеса. Так, например, город закрепил невозможность своего выхода из проекта в одностороннем порядке. Не исключено также, что из регионального бюджета будут частично финансироваться расходы по эксплуатации объекта, а концессионер взамен снизит плату за свои услуги, говорит Соколов.
Питерские новации вдохновляют инвесторов, они хотели бы видеть такие же изменения и в федеральном законе. "Пока государство не продемонстрировало твердого намерения стать в проектах государственно-частного партнерства наравне с бизнесом, а не "старшим братом", - сетует первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. Предпринимателей также смущает несовершенный механизм рассмотрения споров, затянутые процедуры предоставления земли под проекты и прочие бюрократические сложности. Чтобы форсировать создание концессий, надо по опыту других стран создать единую систему управления этими проектами, предлагают эксперты. Такой орган мог бы заниматься их оценкой и отслеживать дальнейшую "жизнь" концессии.