Сегодня в кабинете министров вновь могут столкнуться интересы министерства финансов, курирующего федеральную налоговую службу, которая представит результаты и основные направления деятельности ФНС на 2008-2010 годы, и министерства экономического развития и торговли.
У ведомства Грефа к налоговикам традиционно немало претензий. Если, как выяснили экономисты, ФНС в качестве стратегических целей определяет обеспечение правильности исчисления, полноты, своевременности уплаты налогов и сборов и повышение качества исполнения налоговых процедур и информирования граждан, обеспечивающих сокращение издержек налогоплательщиков, то у минэкономразвития есть собственные идеи о том, чем дополнить эти пункты. Во-первых, ведомство Грефа предлагает определять долю ответов, данных налоговыми органами в установленные сроки по отношению к общему количеству обращений. Во-вторых, поставить задачу по борьбе с коррупцией и должностными нарушениями в налоговых органах выявлением количества преступлений. Кроме того, экономисты считают, что налоговики не определили показатели непрограммной деятельности.
Именно этот пункт и не поддерживает ФНС, считая, что "выявление преступлений - это исключительная компетенция правоохранительных органов". А налоговые органы даже при поступлении информации о преступлении лишены возможности проверить ее в полном объеме, поскольку не обладают правом вести оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, налоговики считают, что "количество сотрудников, привлеченных к ответственности по статье 290 УК РФ", не может служить показателем эффективности работы налоговых органов. Но и на этом ФНС не остановилось. В службе уверены, что "даже в тех случаях, когда налоговые сотрудники привлекаются к уголовной ответственности", ведомство может работать эффективно и качественно.
Не могут в ФНС принять замечания Грефа о доле ответов, данных налоговыми органами в установленные сроки. Не потому, что, как правило, установленные сроки практически никогда не выдерживаются, а, как оказалось, из-за отсутствия автоматизированной системы электронного документооборота. Так что об административных регламентах, которые вырабатывает правительственная комиссия по административной реформе, судя по всему, вообще можно забыть. Нет системы - нет проблемы. Но если ведомству Грефа все же очень хочется получить подобный анализ, то ФНС предлагает осуществить закупки системы электронного документооборота на 680 миллионов рублей.
Что же касается критериев оценки эффективности деятельности налоговых органов, о разработке которых президент напоминал в бюджетном послании, то со временем они мало изменились. Планируется утвердить 8 критериев оценки эффективности деятельности налоговых органов, доля каждого из которых оценивается в зависимости от вклада в общий результат деятельности ФНС. На первом месте по-прежнему собираемость налогов (18%). А уж после и доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом (11%). Доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными (16%); соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, и числа судебных исков налогоплательщиков (15%); снижение задолженности (13%); доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов (6%); количество граждан и юридических лиц, получающих через Интернет информацию из реестра юридических лиц и реестра индивидуальных предпринимателей (6%). По предварительной информации, собираемость налогов должна расти примерно на 0,1 процентного пункта в год. В 2006 году этот показатель составил 99,4%, в 2007 году он должен возрасти до 99,5%, а к 2010 году - до 99,8%. Доля требований, выигранных налоговыми органами, в общей сумме требований по судебным спорам с налогоплательщиками на 1 июля 2006 года составила примерно 50%. Предполагается, что в 2007 году доля выигранных требований должна превысить 50,1%, а к 2010 году - 50,4%.
Зато не забыли налоговики о пожелании Владимира Путина внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы разработанным критериям. Источник в ФНС сообщил, что не все сотрудники налоговых инспекций будут получать поощрение. Средства, выделяемые из федерального бюджета на материальное стимулирование налоговых органов, возможно, будут распределяться только между территориальными органами Федеральной налоговой службы, а работники центрального аппарата ведомства могут остаться без денежного поощрения. Такова инициатива минфина. "Этот вопрос до конца не решен, он обсуждается", - подчеркнул сотрудник министерства. Предполагается, что премиальный фонд будет распределяться только между теми, кто работает с налогоплательщиками, выходит на проверки. "Общие отделы, отделы финансового, хозяйственного обеспечения в этот фонд премирования не входят", - отметил источник в минфине. При этом он выразил опасение, что если такое решение будет принято, сотрудники этих отделов будут увольняться в массовом порядке. Да и объем средств, выделяемых из федерального бюджета на стимулирование налоговых органов, с каждым годом будет уменьшаться: в 2007 году он составит 20 миллиардов рублей, в 2008 году - 15 миллиардов, в 2009-м - 11, а в 2010 году - 7 миллиардов рублей.
А налоговикам предстоит ужесточить администрирование "зарплатных" налогов. Разработку комплекса мер кабинет министров поручил минфину, минэкономразвития и минздравсоцразвития. При этом времени на раздумья ответственным ведомствам дано немного.