21.06.2007 23:00
    Поделиться

    Оппозиция во Франции отступила, но это не значит, что она не вернется

    С 22 апреля по 17 июня Франция жила выборами нового президента и нового Национального собрания. Четыре вердикта избирательных урн не оставили сомнения в том, что политический маятник страны качнулся резко вправо и остановился, по сути, в миллиметре от края.

    Созданный всего пять лет назад Союз в поддержку народного движения (СПНД) привел своего лидера Николя Саркози в Елисейский дворец и сформировал комфортное парламентское большинство - 314 депутатов из 577. У Социалистической партии Франции (СПФ) - 185 депутатов. Можно править и законодательствовать фактически без оглядки на "левую Францию", но тут победителям придется трижды подумать. Не считаться с мнением 47 процентов граждан, почти половины страны, означало бы рискнуть общенациональным консенсусом, выстраданным Францией за два с лишним века своей истории и составляющим самую сильную сторону ее политической и социальной модели.

    Левое плечо этой страны натерто государственной лямкой ничуть не меньше, чем правое. В ХХ веке социалисты управляли Францией в общей сложности сорок лет. Непрестанно чередуясь у власти, правые и левые правительства строили одну республику, исполняли один "общественный договор" (Ж.-Ж. Руссо), и как бы ни конфликтно складывались подчас их отношения, на фундаментальном уровне сохранялся консенсус. В его основе - приверженность знаменитой триаде "свобода, равенство, братство", на которой выстроена идея государства всеобщего благоденствия. Эту "химеру прошлого" победившие либералы намерены отменить раз и навсегда. "Настоящая социальная политика - дать людям возможность подняться за счет своего труда, а не за счет государственной благотворительности" (Н. Саркози).

    Заключительный день французских выборов все-таки принес социалистам удачу: еще 36 депутатских мандатов по сравнению с прежним составом Национального собрания. А в целом значительно больше, чем прочили зондажи. С таким представительством, считая также 15 коммунистов, 4 "зеленых" и 22 независимых "левых", оппозицию из государственной работы не выпрячь.

    Результат мог быть и лучше: сколько разочарованных, раздосадованных, разгневанных не пришли к урнам в третьем и четвертом турах этой долгой кампании! Другие все же пересилили себя, отправились на участки, спасли лицо партии, насколько еще можно было спасти. Вот теперь и начнется серьезная дискуссия, уроки которой небезынтересны и нам.

    Сеголен Руаяль вышла на "президентскую дорожку" без предварительного завоевания лидерства в своей партии и даже без участия во внутрипартийных дебатах.

    В течение всей кампании Сеголен Руаяль представлялась "независимой женщиной", "свободной от догм", которую ничто не связывает с СПФ. В ходе выборов предвыборный штаб Сеголен Руаяль вообще не контактировал с партаппаратом. Оттого-то и накопилось столько раздражения в штаб-квартире СПФ, которое вылилось на голову кандидата после ее фиаско. Отважная женщина приняла и этот бой, не скрывая намерения опять стать кандидатом оппозиции в 2012 году, а для начала занять партийный пост своего гражданского мужа, теперь уже бывшего. Если это случится, ей неминуемо придется перестроить не только партию, но и себя.

    Значит, левые еще нужны? Франция это доказала самой своей историей. Кстати, только она, больше никто, изобрела и уже одиннадцать раз использовала даже такие сочетания, как правый президент с левым кабинетом или наоборот. Тут и нужна Сеголен Руаяль не только с амбициями, но и с "материнскими социалистическими идеями".

    Как проголосовали французы на президентских выборах 2007 года

    Избиратели Николя Саркози Сеголен Руаяль

    За 70 лет 68 % 32 %

    Между 60 и 69 годами 61 % 39 %

    Между 45 и 59 годами 45 % 55 %

    Между 35 и 44 годами 50 % 50 %

    Между 25 и 34 годами 57 % 43 %

    Между 18 и 24 годами 42 58

    Источник: Институт Ipsos.

    Поделиться