Такое заявление сделал вчера Юрий Чайка на координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Генпрокуратуре. Силовики, руководители Росфинмониторинга, таможенной службы и председатель Верховного суда собрались, чтобы обсудить, как активизировать борьбу с легализацией неправедно нажитых доходов.
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", как он оценивает работу правоохранительных структур в этом направлении, Юрий Чайка сказал, что, несмотря на бесспорную активизацию правоохранителей, проблем еще очень много.
- Это вопросы обмена информацией, квалификации следователей и оперативных работников, а также оперативного сопровождения по конкретным уголовным делам, - пояснил Генпрокурор.
По итогам совещания было принято решение о пересмотре планов подготовки следователей и оперативных работников и о привлечении к их обучению специалистов Росфинмониторинга.
Оценивая работу этой федеральной службы, Юрий Чайка отметил, что объем уголовных дел по результатам Росфинмониторинга увеличился за последнее время в два раза. В то же время он подчеркнул, что правоохранительным ведомствам необходимо выработать единый подход к оценке преступности, связанной с отмыванием денег.
- Цифры, к сожалению, разные. Сегодня органы внутренних дел выявили почти 8 тысяч преступлений, связанных с отмыванием. Возбуждено 3,6 тысячи уголовных дел. Привлечено к уголовной ответственности две с небольшим тысячи человек. А судебная статистика - наиболее объективная - утверждает, что удельный вес таких уголовных дел в общем количестве рассмотренных судами составляет 0,04 процента, - обрисовал ситуацию Генпрокурор.
Юрий Чайка также отметил, что в последнее время его ведомство заметно расширило и укрепило контакты с зарубежными коллегами. В качестве примера он привел свой последний визит в Испанию.
- Я ездил для ознакомления с опытом работы испанской прокуратуры, прежде всего в вопросах борьбы с коррупцией. Там есть специализированная прокуратура, которая работает в этом направлении. Мы внимательным образом изучали организацию работы испанских коллег и приняли решение создать специализированное подразделение в Генпрокуратуре и в субъектах Федерации, которое будет заниматься этой проблемой, - рассказал Чайка.
По его словам, в новое управление войдут те, кто занимается надзором, а также прокуроры, которые поддерживают обвинение в судах по определенной категории дел. Включат в него и сотрудников, осуществляющих надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Аналогичные подразделения создадут в субъектах Федерации. Причем подчиняться они будут напрямую Генпрокуратуре.
Юрий Чайка подробно разъяснил и свою позицию по поводу создаваемого при Генпрокуратуре Следственного комитета.
- Принятая сегодня модель была мною предложена президенту еще в октябре 2006 года, - подчеркнул он. - Я считаю, что абсолютно правильно законодательно закрепили разграничение полномочий между надзором и следственными органами. Наша задача - помочь комитету, чтобы он работал максимально эффективно.
Дал Генеральный прокурор оценку и Александру Бастрыкину, чья кандидатура предложена президентом в качестве руководителя Следственного комитета.
- Я считаю, что Александр Иванович способен обеспечить работу на этом направлении. Он профессионал высокого класса, доктор юридических наук, профессор. Когда его назначали ко мне заместителем, я положительно воспринял предложение президента. И не ошибся, - сказал Чайка.
Естественно, Генпрокурора попросили прокомментировать разошедшиеся недавно слухи о его якобы грядущей отставке. Он это сделал.
- Я никаких заявлений не писал, продолжаю работать на своем рабочем месте, - сказал Юрий Чайка. - Есть, наверное, люди, которые заинтересованы в таких слухах.
Он отметил, что Генпрокуратура показала свою состоятельность, причем не только в России, но и за рубежом. В качестве примера назвал дело "ЮКОСа", шумиха вокруг которого в иностранных СМИ сошла на нет.
- Все понимают, что люди виновны. Аудиторская компания, которая проводила проверку "ЮКОСа", отозвала свои заключения, мотивируя это тем, что им давали необъективную картину положения дел, происходящих внутри структуры, - сказал Юрий Чайка.