26.06.2007 01:00
    Поделиться

    Прокурор Хакасии: Богатства Хакасии нуждаются в защите. В том числе и прокурорской

    Едва ли не каждую неделю проштрафившиеся руководители предприятий, высокопоставленные чиновники становятся в Хакасии фигурантами громких дел. О коррупционных скандалах и шел в основном разговор на "деловом завтраке" с прокурором республики Николаем Поповым.

    Российская газета | Пожалуй, ни в одном субъекте Федерации не возбуждено и не расследуется такое большое количество уголовных дел в отношении высокопоставленных лиц, как в Хакасии. Представители деловой и политической элиты здесь действительно отмечены каким-то особым криминальным талантом или просто местные правоохранители проявляют к их деятельности повышенное рвение?

    Николай Попов | Думаю, что все в комплексе. К сожалению, во власть нередко идут люди, не осознающие всю меру ответственности, которую накладывает та или иная должность. Нет профессиональных качеств, зато есть большое количество родственников, которых пристраивают рядом. В итоге - круговая порука. А оперативная работа, связанная с выявлением коррупционных связей, в последнее время действительно усилена.

    РГ | Не забываете и дела минувших лет?

    Попов | Имеете в виду недавно вынесенный приговор в отношении бывшего первого заместителя председателя правительства Василия Цыганка? Должен заметить: заявление о его противоправных действиях поступило через 2 года после совершения преступления.

    Напомню: Цыганок признан виновным в получении взятки в виде произведенных работ по реконструкции своей элитной квартиры и строительства гаража. Модернизация двухуровневого жилища семьи высокопоставленного чиновника обошлось строителям более чем в 396 тысяч рублей, реально же за это было заплачено только 300 тысяч. Во время проведения строительных работ Василий Цыганок стал оказывать на руководителя фирмы давление. В результате тот согласился на гораздо меньшую сумму. В знак благодарности ему была обещана победа в конкурсе на строительство второй очереди жилого дома в Абакане, что впоследствии и произошло.

    Итог сделки известен: за получение должностным лицом взятки в виде имущественной выгоды Василий Цыганок осужден на 2 года и 6 месяцев лишения свободы с проживанием в колонии-поселении. Кроме того, в течение 2 лет он не имеет права занимать должности в федеральных и муниципальных органах Российской Федерации. С приговором суда осужденный согласился, кассационная жалоба адвоката была отозвана, приговор вступил в законную силу.

    РГ | В последние полтора года к уголовной ответственности все чаще привлекаются руководители органов местного самоуправления.

    Попов | В прошлом году возбуждено 68 уголовных дел коррупционной направленности, 48 из них направлено для рассмотрения в суд. За 5 месяцев текущего года выявлено уже 63 преступления против интересов государственной власти, в том числе 8 фактов получения взяток.

    К примеру, прокуратурой республики окончено производство и направлено в суд уголовное дело в отношении бывшего главы администрации муниципального образования Усть-Абаканского района - за превышение и злоупотребление должностных полномочий в корыстных целях. Схожее обвинение предъявлено бывшему руководителю Бейской районной администрации. Под следствием находится и бывший глава Алтайского района, которому инкриминируется незаконное участие в предпринимательской деятельности. Дело по обвинению генерального директора ОАО "Хакасгаз", депутата Верховного совета Хакасии в сокрытии крупной суммы, за счет которой должны были взыскать налоговые недоимки, рассматривается сейчас Абаканским городским судом. Продолжается также процесс против первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия республики, допустившего нецелевое расходование бюджетных средств.

    РГ | Самые нашумевшие дела - председателя правительства Хакасии Алексея Лебедя, министра сельского хозяйства и продовольствия Александра Трейзе, бывшего министра здравоохранения Любови Бурнаковой - можете прокомментировать?

    Попов | Нет, поскольку их ведут следователи Генеральной прокуратуры России.

    РГ | А те, что возбуждены в отношении здешних сотрудников правоохранительных органов?

    Попов | Увы, факты такие имеются. Характер преступлений различен. Скажем, осужденный не так давно в Аскизе начальник Вершинотейского поселкового отделения милиции Эдуард Чебодаев признан виновным в получении взятки в 28 тысяч рублей за возвращение предпринимателю ранее у него изъятого и конфискованного в доход государства по решению суда лома цветных металлов. Наказание - 4 года и 6 месяцев лишения свободы. Кроме того, он в течение трех лет не вправе занимать должности в правоохранительных органах Российской Федерации. А исполняющий обязанности начальника ЛОВД на станции Абакан Федор Бауэр с мая по август прошлого года привлекал подчиненного для ремонтно-строительных работ в своем доме. Сотрудник милиции, не выполняя прямых должностных обязанностей, получал заработную плату за счет средств федерального бюджета. Бауэру назначено наказание в виде года лишения свободы, правда, в законную силу приговор пока не вступил, поскольку обжалован осужденным.

    Еще один совсем свежий пример. Месяц назад за превышение своих должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями в корыстных целях осужден - не удивляйтесь - бывший начальник объединения исправительных колоний 1 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия Валерий Стромин. Без обязательного оформления соответствующего договора и других документов подполковник направлял отбывающих наказание осужденных к частным предпринимателям. Деньги за выполненные работы присваивал. Кроме того, умудрился незаконно продать одному из предпринимателей под разбор здание, принадлежащее управлению, получив за это 150 тысяч рублей. Суд назначил бывшему чиновнику 2 года и 6 месяцев лишения свободы. Прямо в зале суда он был взят под стражу.

    Наконец, не менее вопиющее дело - в отношении бывшей исполняющей обязанности председателя Абаканского городского суда. С февраля по сентябрь 2003 года она при пособничестве не установленных следствием лиц, которые предоставляли подложные заявления и документы, возбудила ряд гражданских дел и вынесла по ним заведомо неправосудные решения. Обвинение предъявлено по 11 эпизодам преступной деятельности. Следствие считает, что подсудимая вышла за пределы полномочий федерального судьи. Это повлекло за собой существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых интересов общества и государства. И серьезно подорвало авторитет судебной власти.

    РГ | Не так давно прокуратура республики проверяла деятельность инспекторов госинспекции по безопасности дорожного движения. Не с этим ли связан уход с должности начальника управления ГИБДД Хакасии?

    Попов | Нет, насколько мне известно, рапорт подан по другим причинам. Однако нарушения в его ведомстве зафиксированы весьма серьезные. Это и незаконное привлечение к административной ответственности, и выявление у сотрудников ГИБДД фальшивых дипломов об окончании высших учебных заведений. По результатам проверки внесено 44 представления, 45 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, возбуждено 3 уголовных дела. Кроме того, в Арбитражный суд заявлен иск о признании ничтожности договора о взаимодействии РОВД одного из районов с предпринимателем, ответственным за хранение транспортных средств на специализированной стоянке. Аналогичный иск по городу Абакану судом удовлетворен.

    РГ | Говорят, скоро прокурорам определят максимальный срок пребывания на своем посту - 7 лет. Чтобы не успевали обрасти связями, погрязнуть в местничестве. Вы, Николай Иванович, откуда родом?

    Попов | Я родился в одном из хакасских сел. Восемнадцатилетним уехал. Служил в армии, учился в Свердловском юридическом институте, работал в органах прокуратуры Омской области, заместителем прокурора Алтайского края. С этой должности и был переведен в Абакан. И должен заметить: то, что Хакасия - моя родина, накладывает еще большую ответственность.

    РГ | И какой вам увиделась республика после долгих лет разлуки?

    Попов | Пока еще по-прежнему красивой, богатой природными ресурсами и историческими достопримечательностями. Но все это нуждается в защите. В том числе и прокурорской. Потому и ужесточаем борьбу с так называемыми "черными археологами", грабящими древние курганы. И с браконьерскими порубками в тайге. И с несанкционированными свалками. И с незаконными мигрантами-овощеводами, самовольно захватывающими земли, на будущее которых в прямом смысле плюют. Итог их деятельности: кучи мусора, залежи вредных, запрещенных в России химикатов.

    Кстати, в 18 случаях материалы общенадзорных проверок послужили уже основанием для возбуждения уголовных дел.

    РГ | Судя по вашему решительному настрою, и во властных коридорах еще предстоят разоблачения?

    Попов | Проверяем сейчас реализацию на местах национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье". Однако события предлагаю не торопить.

    Поделиться