Сергей Лавров едет на войну

Пока трудно сказать, посетит ли в ходе предстоящего ближневосточного турне министр иностранных дел России израильский городок Сдерот, расположенный на границе с сектором Газа.

Этот населенный пункт приобрел печальную известность в связи с постоянными обстрелами его территории ракетами "Кассам", которые запускают палестинские экстремисты. Сумеет ли Тель-Авив обеспечить безопасность главы российского МИДа во время поездки в Сдерот - неясно: город в последний раз обстреливали пару дней назад. "Кассамы" упали во дворе жилого дома, ранив трех человек.

Еще на въезде в Сдерот зазвучала система оповещения о воздушном нападении. Здесь ее называют "Цева адом" ("Красный цвет"). Однако в бомбоубежище, куда мне предложил проследовать полицейский, оказалось всего несколько человек. Бывший москвич Дмитрий Владимирович Корш привел в укрытие своих внуков. По его словам, городские бомбоубежища, хотя и благоустроены и снабжены всем необходимым для многочасового пребывания сотен людей, все же не панацея от "кассамов". "Ведь наш город расположен всего в 10 километрах от Газы, - пояснил мне бывший москвич, - и ракеты, несмотря на кустарное производство, долетают сюда всего за пару-тройку минут.

С Коршем согласилась его соседка Батия Офра. Она говорит, что не пошла на работу, поскольку отправляла детей в город Беэр-Шева, "подальше от летящих на Сдерот ракет". Каких-либо санкций со стороны работодателя она не ожидает: недавно кнессет принял закон, гарантирующий жителям Сдерота оплату пропущенных из-за обстрелов рабочих дней. Узнав, что я представляю "Российскую газету", Офра вспомнила, что этот закон принят благодаря главе финансовой комиссии кнессета, "русскому" депутату от партии "Наш дом - Израиль" Стасу Мисежникову.

Мне удалось побеседовать с мэром Сдерота Эли Моялем. Тот был особенно возмущен тем фактом, что к Сдероту - "законному израильскому городу" - правительство относится так, словно этот населенный пункт находится за "зеленой чертой", то есть за границей с Газой. Даже немалые средства, необходимые для обновления бомбоубежищ, были выделены администрации Сдерота не израильским правитель-ством, а американскими христианами-евангелистами.

Однако, несмотря на трудности, в этом прифронтовом городе работают предприятия: здесь выпускают продукты питания, действуют металлообрабатывающий завод и фабрика пластмассовых изделий. По словам заместителя мэра Анатолия Нахшунова, важное место в производственно-экономической структуре занимают заводы высокотехнологического профиля. Нахшунов - уроженец города Дербента. Его родной дядя Авшалум Нахшунов - народный артист Дагестана.

Жители Сдерота привыкли к своему положению. Детские сады, школы, медицинские учреждения, а также значительное число жилых домов укреплены бетонными блоками. Впрочем от "кассамов" такая защита спасает лишь частично. В целом, по мнению большинства местных жителей, давно пора перевести Сдерот в разряд городов, расположенных на линии фронта Израиля.

На первый взгляд выглядит удивительным, но с этой точкой зрения согласен и Ахмед Рази - член организации ФАТХ. Он был одним из полицейских в секторе Газа. Бежал, когда Газой овладели боевики ХАМАС. Рази оказался на территории еврейского государства, когда по разрешению местных властей перевозил раненых фатховцев в больницу "Барзилай" в Ашкелоне. Как и глава автономии Махмуд Аббас, палестинский полицейский сегодня называет хамасовцев не иначе как убийцами.

Кстати

Похоже, палестинская организация ФАТХ неожиданно для себя оказалась в той же лодке, в которой давно дрейфуют израильтяне. И только теперь учится трезво смотреть на действия своих недавних партнеров по борьбе с Тель-Авивом.