Выступивший на конференции с докладом глава верхней палаты Сергей Миронов заявил, что еще в самом первом докладе о состоянии законодательства в России он отмечал, что наше законотворчество носит фрагментарный, лоскутный характер, поскольку большинство (примерно 70 процентов) принимаемых депутатами и сенаторами документов - это поправки к уже принятым законам. Миронов признал, что это замечание актуально и в настоящее время. По мнению многих депутатов и сенаторов, превалирование "поправочного законотворчества" свидетельствует о невысоком качестве принимаемых документов и вносит неразбериху в само законодательство. Достаточно сказать, что в некоторые документы (например, в Налоговый кодекс) поправки вносятся по два-три раза в год. При этом количество принимаемых в нашей стране законов с каждым годом растет: в 2004 году было одобрено 228 законов, в 2005-м - 236, в 2006-м - 277. По официальной статистике, около половины всех принимаемых у нас законов готовятся в недрах не парламента, а в администрации президента и в правительстве. Многие народные избранники утверждают, что не менее 80 процентов наших законов приняты по инициативе представителей исполнительной власти. Впрочем, парламентарии решили вчера не обсуждать вопрос об излишней зависимости законодательной власти от исполнительной.
Миронов также признал, что в нашем государстве все еще нередко появляются "противоречивые законы и законопроекты, выпадающие из общего правового поля". По мнению спикера СФ, это происходит из-за несогласованности в работе различных ветвей власти. "Многолетние попытки согласования законодательной деятельности между Советом Федерации, Государственной Думой и правительством не привели к стратегическим результатам", - довольно витиевато заметил по этому поводу глава СФ. В то же время он отметил, что самой важной задачей для парламентариев на ближайшие годы станет именно "создание согласованного и непротиворечивого законодательного комплекса".
Как типичный законодатель, Миронов убежден, что для налаживания эффективной работы Госдумы и Совфеда необходимо будет принять несколько новых законов. Подготовленные сенаторами проекты должны детально упорядочить пошаговый механизм принятия каждого закона, тем самым сужая поле для "закулисных договоренностей" всех участников законодательного процесса. Кроме того, принятие этих документов должно ликвидировать саму возможность для депутатов откладывать на целые годы рассмотрение законопроектов уже после того, как они были одобрены Думой в первом чтении. В кулуарах сенаторы утверждают, что принятие этих антикоррупционных по своей сути документов сильно тормозится Госдумой. Тем не менее вчера Миронов заявил "РГ", что все три упомянутых законопроекта, вероятно, уже этой осенью могут быть одобрены обеими палатами парламента.
Миронов также высказался за то, чтобы продумать о внесении в отечественное законодательство норм об ответственности парламентариев за качество работы - в особенности в тех случаях, когда принятые законы в результате "ухудшают положение наших граждан и нарушают их права и свободы". По словам спикера СФ, внесение таких норм - "тема достойная не только для обсуждения, но и для того, чтобы ввести ее в практическое русло".