Сейчас дома ребенка системы здравоохранения и интернаты системы образования заменяют родной дом 200 тысячам детишек. Это очень много. Дабы переломить ситуацию, еще год назад президент России поставил задачу разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращения числа детей, воспитывающихся в интернатских учреждениях.
На первом этапе, завершившемся к началу этого года, власти всех уровней должны были разработать нормативно-правовые документы, позволяющие начать с января соответствующие выплаты. Так, единовременное пособие при всех формах устройства ребенка в семью составляет 8 тысяч рублей. Ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов и приемных родителей - до 4 тысяч рублей, оплата труда приемных родителей - до 2500 рублей. Из федерального бюджета на эти цели с начала года выделено более шести миллиардов рублей.
Однако с поставленной задачей справились не все регионы. Как рассказал на совещании глава минздравсоцразвития Михаил Зурабов, до сих пор плохо организована данная работа в Читинской области и Республике Башкортостан. А в Нижегородской области выплаты единовременного пособия при устройстве ребенка в семью с января по май 2007 года вообще не проводились.
Не очень утешительную статистику привел и Фурсенко. В одиннадцати регионах работа по определению детей из интернатов в семьи идет крайне медленными темпами. Так, на Чукотке план выполнен всего на 4 процента, в Красноярске - на 8, Рязанской области - на 9. Примером же в этой работе могут послужить Пермский, Краснодарский края, Свердловская область. Хорошо организована работа и в Белгороде. Как рассказала заместитель начальника управления образования и науки Белгородской области Светлана Калашникова, на воспитание в семьи передано около 80 процентов детей-сирот.
Стимулом послужила не только материальная сторона - обеспечение своевременных выплат и предоставление льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, но и решение жилищной проблемы, взятой на себя региональной властью. Так, было принято решение помогать с улучшением условий проживания семьям-усыновителям. Только с начала этого года 20 из них получили социальное жилье или беспроцентные ссуды на строительство собственного. Принятые меры позволили в 2005-2006 году закрыть по области два детских дома, одну школу-интернат общей численностью на 240 мест. А в первом полугодии 2007 года - еще два детских дома и школу-интернат на 360 мест.
Будет способствовать, по мнению Зурабова, устройству детей-сирот в семьи и предстоящая в этом году диспансеризация ребят, проживающих в социальных учреждениях. Обследование позволит разработать индивидуальные планы лечебно-оздоровительных мероприятий, включая высокотехнологическую медицинскую помощь, для детей со слабым здоровьем. А таковых немало. По данным профилактических осмотров, половина воспитанников домов ребенка отстают в физическом развитии, четверть - страдают анемией. Для ребят из интернатов характерны иные диагнозы - преимущественно связанные с болезнями органов дыхания и нервной системы.
Такая масштабная диспансеризация пройдет в России впервые. На ее проведение из федерального бюджета будет направлено более 290 млн. рублей.
Большое внимание со стороны государства стало уделяться и профилактике социального сиротства, разработке превентивных мер по сохранению, поддержке и укреплению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Мы обеспокоены тем, что растет число родителей, лишенных родительских прав, - говорит Михаил Зурабов. - Конечно, если ребенку угрожает опасность, его необходимо изолировать из семьи. Но такого рода решение должно приниматься только в крайнем случае - если с неблагополучной семьей была проведена реабилитационная работа, но она, к сожалению, не изменила ситуации. Сохранение ребенку кровной семьи - наша главная задача. И для этого будет применяться комплекс мер, позволяющий в том числе бороться с такими негативными тенденциями, как сокращение числа браков, увеличение разводов, рост числа внебрачных детей, экономическое и психологическое напряжение в семье.