26.06.2007 23:50
    Поделиться

    Следственный комитет решил научить обвиняемых читать

    Следователи Следственного комитета при МВД России не смогли воспользоваться положением УПК, которое дает право составить обвинительное заключение, не дожидаясь, пока обвиняемый ознакомится с делом, если он очевидно уклоняется от такого ознакомления.

    Обратиться к этому пункту УПК вынудила сама жизнь. Не секрет, что чтение истории о себе, любимом, написанной профессиональным следователем на бланке под названием "протокол допроса", используется фигурантами дел и их защитниками для намеренного затягивания процесса. Ведь чем быстрее адвокат и его клиент прочтут уголовное дело, тем быстрее оно попадет в суд. Но зачастую именно это обвиняемому меньше всего нужно.

    Сейчас в производстве Следственного комитета при МВД есть два любопытных дела. Одно о преступном сообществе, которое совершило тяжкое экономическое преступление. По этому делу проходит 9 обвиняемых. Второе дело касается одного человека, которого обвиняют в контрабанде и незаконном обороте драгоценных камней.

    "Экономическое" дело было закончено в мае 2003 года. Именно тогда обвиняемые и их защитники были уведомлены следователем об окончании расследования и им было предложено ознакомиться с 376-ю томами уголовного дела. Летом прошлого года трое из девяти обвиняемых читать о своих подвигах закончили. Но трое главных обвиняемых, которые, по мнению следствия, являются организаторами этого преступления, стали читать все медленней и медленней. Выяснилось, что все трое затрачивают на чтение лишь по паре часов в день. Им предложили скопировать дела, чтобы процесс шел быстрее. Они отказались. На сегодняшний день, спустя четыре года после окончания следствия, тома про криминальные "подвиги" еще не прочитаны.

    По второму, "драгоценному" делу, обвиняемого и его адвоката предупредили об окончании расследования в августе 2005 года. С тех пор они и знакомятся с делом. Не спешно. Примерно по 10 часов в неделю тратя на столь утомительную работу. Любопытно, что опытный адвокат, руководитель юридической консультации читает еще медленней, чем его клиент. Оно и понятно, опыт - великое дело. А недавно обвиняемый вдруг отказался от услуг защитника, который трудился рядом с ним с 2000 года и представлял его интересы везде, вплоть до Страсбургского суда. К этому моменту обвиняемый прочел 128 томов о своих похождениях, а защитник - 126 томов. Теперь обвиняемый запросил себе нового защитника, который должен будет начать все с начала.

    Причины многолетней читки объясняются просто. Есть такое понятие, как истечение срока давности. Оно касается и привлечения к уголовной ответственности. Ходить к следователю с подпиской о невыезде куда удобней, чем работать в колонии на лесоповале, а там, глядишь, и срок привлечения к ответственности закончится.

    Чтобы прекратить такое в общем-то явное злоупотребление правом знакомиться с делом и попыткой избежать суда, следователи попробовали воспользоваться положением Уголовно-процессуального кодекса - частью 5 статьи 215. В ней сказано: "...если не содержащийся под стражей обвиняемый... уклоняется от ознакомления, то следователь по истечении 5 суток со дня ознакомления с материалами дела иных участников уголовного судопроизводства составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору"...

    Но такая инициатива Следственного комитета не нашла поддержки в Генеральной прокуратуре. Ответ прокуроров был показателен - у нас в стране, отписали они, отсутствует судебная и следственная практика по этой проблеме. Правда, непонятно, а кто должен формировать подобную практику, если ее нет? К сведению прокуратуры, на местах подобные случаи, когда этой статьей УПК пользовались, уже были, и такие дела успешно прошли суды. Причем происходит это в низовых подразделениях как милиции, так и самой прокуратуры. По логике, именно центральный аппарат должен собирать по крупицам подобные факты и формировать следственную практику. Но пока выходит так, что за пять лет действия нового УПК этой проблемой никто не озаботился. А тем временем дел, где чтение в два, а то и в три раза превышает сроки расследования, становится все больше и больше.

    Поделиться