Концепция музыкальной драматургии предложена знатоком старины Бурлакой, новая хореография сочинена Ратманским. "В спектакле - 60 минут чистого Петипа, 20 минут Ратманского и плюс пантомима по Петипа", - так комментируют свое возобновление постановщики.
Балет "Корсар", поставленный Жоржем Мазилье по поэме Байрона в 1856 году во Франции, пустился в кругосветное плавание, и первой остановкой стал Санкт-Петербург. Тут Жюль Перро, а затем Мариус Петипа с удовольствием приняли спектакль и приукрасили его. Такой старинный балет и решили возродить Ратманский и Бурлака, изящно доделав утраченные танцы, детали и переработав пантомиму, чтобы она не выглядела чрезмерно старомодной. В Москве сегодня нет других столь тонких и глубоких специалистов. Работа проделана масштабная и серьезная, поистине научное исследование: со всей скрупулезностью расшифровывалась хореографическая нотация, хранящаяся в Гарвардском университете, оригинальная партитура была добыта из архивов Парижской оперы, эскизы костюмов представила Петербургская театральная библиотека, изучен архив Петипа, переписка, фото, воспоминания современников, газетные публикации. Но нужно было преодолеть и более серьезные рифы. Как и с кораблем в этом балете, с хореографией тоже произошло "кораблекрушение", многие сокровища исчезли. Кроме того, изменилась психофизика современных артистов, сегодня - другая актерская манера, иная подача танца. Постановщики стилизовали балет под старину, и исполнять его надо именно так. В этом и есть главная трудность для артистов. Почти полвека львиная доля балетной классики в Большом шла в редакциях Юрия Григоровича. Он подавал ее осовремененной, с энергичным напором, а порой и спортивно. Зато мало внимания уделялось богатству пластических нюансов старинной хореографии. Сегодняшние артисты часто выступают против появления современного репертуара в Большом и ратуют за классику. Однако они имеют весьма упрощенное представление о ней, а потому, столкнувшись с "Корсаром", даже некоторые ведущие солисты неожиданно растерялись.
Сам же спектакль бесспорно интересный, динамичный с россыпью характеров и танцев.
Центр балета - прима-балерина. На премьере Медору исполнила Светлана Захарова. Ее актерского диапазона как раз хватает для этой роли. Другая Медора - Светлана Лунькина танцует более естественно и осмысленно. Ее исполнение едино по форме и не распадается на танец и игру или на отдельные вариации. А в сцене "Оживленный сад" покоряет особым изяществом. Третья Медора - Мария Александрова - самая динамичная и убедительная. Азартно с элементами трюкачества танцует Конрада Денис Матвиенко. Но особенно эта партия подходит Николаю Цискаридзе. Он великолепно смотрится в костюмах, выполненных по старинным эскизам. Стильно танцует и отличается ясностью жеста в игровых эпизодах. Украсили спектакль в танце корсаров Анна Ребецкая и Андрей Меркурьев. Образ Бирбанто, созданный Меркурьевым, по масштабу, если не превосходит, то равен главному персонажу Конраду. Этому многолюдному спектаклю на Новой сцене тесновато, но, со временем перебравшись в реконструированный Большой, он, очевидно, поплывет на всех парусах.