Концерт в Белгосфилармонии, посвященный Дню России, вызвал шквал оваций взыскательной публики. Государственный академический симфонический и камерный оркестры Республики Беларусь, которыми дирижировал Евгений Бушков, стали на время единым целым, поразив зрителей виртуозностью исполнения увертюры и симфонии Чайковского, а также концерта Прокофьева.
Еще будучи скрипачом, нынешний второй дирижер оркестра Юрия Башмета "Новая Россия" снискал заслуженную известность и даже побывал на приеме у принца Астурийского и бельгийской королевской семьи. Но, следуя лучшим традициям великих "струнников" Ростроповича, Спивакова и Башмета, Бушков, спустя несколько лет, встал за дирижерский пульт и на этом поприще тоже завоевал немало регалий.
- Евгений Робертович, почему для нынешнего выступления вы выбрали музыку Чайковского и Прокофьева?
- "Торжественная увертюра 1812 год" Петра Ильича Чайковского - самое праздничное произведение в истории музыки и, на мой взгляд, полностью соответствует такому событию, как День России. Замысел композитора был поистине грандиозным. Требовалось, чтобы в определенный момент зазвонили колокольни всех соборов Московского Кремля, стреляла гигантская пушка, установленная на площади, играл огромный оркестр, собранный из военных полков. Но этому не суждено было произойти - технически оказалось нереализуемо. Симфония N 4 также предполагает особую торжественность. Как писал Петр Ильич, тема, которая проходит через все произведение, - тема рока, фатума. И у каждого из нас есть о чем подумать под такую музыку.
Концерт же Прокофьева я выбрал после того, как познакомился с талантливым молодым пианистом Денисом Кожухиным на совместном концерте в Нижнем Новгороде. Музыка сама по себе замечательная, серьезная и чрезвычайно русская. И в Беларуси исполняется, как оказалось, нечасто.
- Что вас роднит с Беларусью?
- Впервые я побывал в Республике в возрасте 11 лет. Минск - один из тех концертных залов, куда регулярно приезжают ученики, и я в том числе, московской Центральной музыкальной школы. Это был творческий обмен. Кроме того, художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Николаевич Гильдюк тесно сотрудничал с моим отцом Робертом Евгеньевичем Бушковым, который был в то время директором камерного оркестра "Виртуозы Москвы". У них сложились дружеские отношения. В последний раз мы были в Минске в декабре 2005 года с оркестром "Новая Россия". Очень приятно вновь всем встретиться.
- Ваш график, надо думать, расписан на несколько лет вперед?
- Весь следующий сезон у меня плотно занят. Сейчас моя работа несколько видоизменилась. За 5 лет "Новая Россия" превратилась в высокопрофессиональный коллектив, в нынешнем году получила правительственный грант. Уменьшилось время репетиционной работы. И у меня появилась возможность принимать приглашения других коллективов. Поскольку для дирижера необходима максимальная концентрация энергии для возможности каждым своим появлением "зажечь" музыкантов и зал, я убежден, что дело не должно переходить в конвейер, иначе это сразу становится видно и слышно.
- После того, как вы стали лауреатом конкурса имени королевы Елизаветы, вас пригласили на торжественный прием в королевскую семью. Что запомнилось?
- Перед встречей нас тщательно проинструктировал церемониймейстер. Оказалось, от нас требовалась главным образом сдержанность: поклониться, улыбнуться, говорить, только когда с нами заговорят. Я чувствовал себя манекеном. В то время я был молод, и какого-то особо яркого впечатления это событие на меня не произвело. Гораздо более запомнившимся событием для меня стало знакомство с наследным принцем Португальским, отрекшимся от права наследования и выступавшим певцом в ночном кабаре в Испании...