29.06.2007 00:20
    Поделиться

    "Вечный нонконформист" Деннис Хоппер выставляется в Эрмитаже

    Знаменитый актер и кинорежиссер Деннис Хоппер показывает свое искусство в Эрмитаже

    В Государственном Эрмитаже открылась давно ожидаемая выставка бунтаря 1960-х, актера и режиссера Денниса Хоппера. Творчество Хоппера-фотографа, живописца и скульптора помогли представить Фонд Соломона Гуггенхайма и компания RIGroup.

    В Голливуде у него издавна была репутация "трудного парня", независимого и неуправляемого. Но "фабрика грез" ему обязана призами престижных Венецианских и Каннских кинофестивалей. "Своим" его до сих пор считают ветераны поп-арта и "дети любви" 60-х - хиппи. А еще джазмены, рокеры, рэпперы, а также те, кто до сих пор разрисовывает стены граффити, кто не прочь приложиться к фляжке, кто готов выжать из своего мотоцикла все, на что тот способен, кто не совсем в ладах не только с законом, но и главным образом с самим собой. Словом, он - Деннис Хоппер - "свой" для тех, кто не любит размеренное существование, кто готов к авантюрам как в жизни, так и в творчестве.

    С некоторых пор Хоппер "свой" и для кураторов престижных музеев Европы и Америки. К слову сказать, он - вице-президент клуба байкеров нью-йоркского музея Гуггенхайма, который несколько лет тому назад отмечал мотопробегом совместный с Эрмитажем выставочный проект. Персональная выставка Хоппера "Система моментов" с успехом прошла в 2001 году в амстердамском Стеделийк-музее и в венском Музее прикладного искусства. Пять или шесть лет назад ее планировали показать и в Москве.

    Выставка? Но ведь известно, что Деннис Хоппер - киноактер и кинорежиссер. Все так. И не совсем так.

    Поставленные Хоппером "Беспечный ездок", "Последний фильм", "Цвета" стали культовыми лентами контркультуры и нонконформизма 1960-80-х. Многие знают Хоппера и по запоминающимся ролям в "Апокалипсисе сегодня", "Синем бархате", "Водном мире", "Американском друге", "Бойцовой рыбке". Однако не всем известно, что помимо сотни сыгранных ролей и шести снятых фильмов у него почти столько же выставок, что он еще занимался и фотографией (его снимки публиковались на обложках журнала "Артфорум"), абстрактной живописью, ассамбляжами и хэппенингами. Он писал стихи, вместе с Майлсом Девисом он записывал джаз, а вместе с Энди Уорхолом доводил до ума его "картины" (как-то даже "улучшил" портрет Мао, выстрелив в него из пистолета). Однажды он умыкнул табличку-указатель "Hotel Green. Entrance", а затем ее как "найденный объект искусства" подписал сам патриарх художественных провокаций Марсель Дюшан.

    Судьба не обделила Хоппера ни художнической интуицией, ни дружбой с художниками и артистами, которые помогли ему открыть в себе и развить разнообразные дарования. Подростком он одновременно начал заниматься в художественной школе и в театральной студии. В 19 лет (это было в 1955 году) он уже снимался у "Уорнер бразерс" вместе с молодым актером-бунтарем Джеймсом Дином, который посоветовал ему заняться фотографией. Хоппер стал не просто фотодокументалистом тогдашней артистической богемы Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, но и ее деятельным участником: он узнал ее изнутри, снимая художественные акции и выставки, показы авангардной моды и вечеринки с участием кинозвезд, рок-концерты и марши протеста. В 1961 году за серию фотографий он получил свой первый приз.

    В начале 60-х его друзьями стали впоследствии знаменитые поп-артисты Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Клас Ольденбург, Рой Лихтенстайн и Джаспер Джонс, работы которых он начал коллекционировать. Его дом в Голливуде превратился в своеобразный частный музей поп-арта. Хоппер и сам стал собирать "урбанистический фольклор", иконографический материал поп-культуры - рекламные щиты и муляжи, вывески, дорожные указатели, торговые марки и плакаты. Тогда же он создал знаменитые фотопанно "Байкерская пара", "Фабрика рекламных щитов" и на первой своей выставке показал найденный на свалке пластмассовый макет механизма для сбрасывания авиабомбы Bomb Drop - жест одновременно и пацифиста, и последователя провокатора Марселя Дюшана. К сожалению, большая часть хопперовской коллекции объектов и билбордов сгорела во время крупного пожара в Лос-Анджелесе тогда же, в начале 60-х годов, и сейчас на выставках экспонируются их ремейки.

    Хоппер всегда стремился разговаривать с эпохой на ее языке. Используя голливудскую стилистику и реалии андерграунда (свободная любовь, хиппизм и т.д.), он поставил вместе с коллегой-актером Питером Фонда один из самых свободолюбивых американских фильмов - "Беспечный ездок". Киноповесть 1968 года о двух путешествующих из Лос-Анджелеса в Новый Орлеан мотоциклистах рассказывала о романтической жажде свободы, о социальной нетерпимости, об агрессии и жестокости обывателя. Успех фильма - в его попадании в массовые настроения молодежи, разуверившейся в официальном мифе об Америке.

    Непримиримость Хоппера доставляла ему немало проблем. Так, например, он не согласился с требованием кинобоссов переделать свой самый радикальный "Последний фильм". Хотя лента получила приз Венецианского кинофестиваля, в прокат она не пошла и "легла на полку". "Трудный парень" для истеблишмента, Хоппер всегда оказывается среди молодых нонконформистов и бунтарей, устраивающих культуре полезный сквозняк из новаций.

    Неуемность Хоппера беспредельна: фотографируя, он думает о кино, снимая фильм, уже помышляет о живописи. Живопись же он делает, фотографируя выщербленные стены старинных венецианских палаццо. Увлеченный с конца 60-х годов кинорежиссурой, он, кажется, навсегда оставил изобразительное искусство. Но нет. Его недавно выполненные фотоработы и крупноформатные билборды также убедительно вписываются в современный культурный ландшафт, как и его восстановленные произведения 60-х годов.

    Поделиться