29.06.2007 00:00
    Поделиться

    Скандалы конкурса Чайковского

    Завтра станут известны победители Конкурса им. Чайковского. Трехнедельный марафон подходит к концу, и уже известны имена тех, кто поделит между собой лауреатские звания. С выбором финалистов определились жюри в трех номинациях – фортепиано, скрипка и виолончель. Вокалисты же, вступившие в соревнование на неделю позже, огласят список участников третьего тура 28 июня.

    Исторически сложилось, что все участники третьего тура автоматически становятся лауреатами Конкурса Чайковского, независимо от порядкового номера премии. Сегодня уже мало кто помнит, что, например,  Наталья Гутман или Элисо Вирсаладзе были лауреатами третьей премии II конкурса, а Владимир Ашкенази или Наталья Шаховская – его победителями. Всех их знают как выдающихся музыкантов, отмеченных Конкурсом и начавших свою карьеру в те дни, когда в Большом зале консерватории шли соревнования за престижнейшую тогда музыкальную премию. Прежде цифра победителей достигала десяти, на нынешнем же конкурсе места будут распределяться между шестью финалистами в каждой номинации. Самой  проблематичной остается первая премия, которая давно перестала быть "знаком качества" и числится по разряду судейских игр. Тем не менее, нынешний XIII Конкурс начинался с громких заявлений пианиста Николая Петрова о борьбе за очищение брэнда "Чайковского" от подтасовок и скандальных решений жюри.

    Однако два прошедших тура не оказались лишенными признаков скандала, поскольку во вкусах поклонников  и решениях жюри единодушие возникает редко. На этот раз вспыхивало неудовольствие и по окончании первого тура, когда у пианистов отсеяли тончайшего музыканта из Австрии  Ингольфа Вундера, не попадающего под планку любого конкурса, и Павла Колесникова из Новосибирска, показавшего великолепный пианизм, а у виолончелистов во второй тур прошли практически все ученики и дети членов жюри. Скандал вспыхнул и при оглашении списков в третий тур, когда выяснилось, что у скрипачей в финал попал только один российский участник – Никита Борисоглебский, остальные пятеро - представители стран Азии (студенты Московской консерватории намерены написать Открытое письмо в Оргкомитет конкурса с протестом против решений жюри), у пианистов единодушно радовались только за представителей питерской  школы – Александра Лубянцева и Мирослава Култышева, остальные кумиры публики оказались за бортом. Но в этих историях есть и привлекательный аспект -  "опальные" имена пианистов Андрея Коробейникова и Ирины Захаренковой (Эстония), виолончелистов Умберто Клеричи (Италия)  и Олега Бугаева, скрипача Артема Шишкова из Белоруссии  теперь не надо будет  пиарить специально: их концерты всегда соберут в Москве зал.

    Следует заметить, что судейская политика стала центром публичного интереса не только на нынешнем конкурсе Чайковского – это проблема конкурсов в целом, потому что слушатели воспринимают конкурсантов как артистов, а жюри судит их по другим критериям: чаще – субъективным, когда на сцену выходит ученик члена жюри, иногда – по формальным – чистота сделанных программ, и еще реже – когда сам конкурсант не оставляет жюри другого выбора. Такие музыканты, попавшие в финал, есть и на нынешнем конкурсе: среди них Давид Пиа (Швейцария), Сергей Антонов и Александр Бузлов (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка), Бенджамин Мозер (Германия), Култышев и Лубянцев (фортепиано). В любом случае финал всегда представляет собой захватывающее состязание, когда можно сравнить "на слух" шесть (по числу финалистов) Концертов Чайковского - для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром и виолончельных Вариаций на тему рококо. Прозвучат они и на заключительном лауреатском концерте  в Большом зале консерватории, который будет транслироваться в прямом эфире каналом "Культура". А по окончании конкурса начнется первый гастрольный тур лауреатов по городам России.

    Это и есть главный новый проект Конкурса – контракт с лауреатами, который они подписывают по окончании второго тура на серию концертов по России и другим странам мира. Госконцерт решил таким образом укрепить брэнд "Чайковского" и перевести его в современный мировой формат. Потому что ценность конкурса определяется не только уровнем соревнований, но и менеджментом, способным впоследствии раскрутить на концертном рынке своих лауреатов. В этом году впервые в вокальный конкурс, правда, в качестве члена жюри пригласили оперного агента, а это шанс, что кто-то из лауреатов сможет получить интересное предложение. А так же шанс, что значимость Конкурса  повысится не только в глазах  его участников-соотечественников, приученных проверять себя на "высшую пробу" именно на "Чайковском", но и западных исполнителей, которые  пока дружно игнорируют оскандалившийся  за последние двадцать лет московский конкурс.

    Поделиться