20 июня в "Российской газете" была опубликована статья "Ломать, не лечить". В ней шла речь о драматической ситуации, которая возникла в иркутском НИИ ортопедии и травматологии ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, где более 40 пациентов, нуждающихся в сложнейших операциях, были отправлены по домам.
Впрочем, ситуация "драматической" выглядела только внешне. Для больных людей, которые реально почувствовали опасность на всю жизнь остаться инвалидами, больше подходило другое слово - катастрофа.
Оказалось, что работа отделения эндопротезирования института полностью парализована. Причина - деньги. Институт перестал получать должное финансирование для оказания высокотехнологичных видов помощи людям, многие из которых не в состоянии за нее заплатить из своего кармана. При этом еще в начале весны уникальное для Приангарья медицинское учреждение функционировало относительно нормально. Потом начались серьезные сбои. По словам директора НИИ ортопедии и травматологии Владимира Сороковикова, какое-то время нужные для операций материалы и медикаменты приобретались институтом под "честное слово". Однако до бесконечности так продолжаться не могло. Поэтому 21 мая хирурги провели экстренное совещание, на котором они вынуждены были признать, что продолжать работать в подобном режиме просто невозможно. Выход из ситуации врачам виделся только один - распустить больных по домам.
Публикация в "Российской газете" вызвала резонанс. В день выхода статьи Институт ортопедии посетил губернатор Иркутской области Александр Тишанин. Он назвал "недопустимым такое положение дел, когда из-за неразберихи или нерасторопности чиновников страдают люди", и пообещал взять ситуацию под личный контроль.
- Мы не можем просто ждать, когда придут деньги, - подчеркнул глава региона, комментируя ситуацию "РГ" 21 июня 2007 года. - Люди остро нуждаются в медицинской помощи, врачи готовы ее оказать, но все упирается в отсутствие средств. У нас в регионе количество травм на душу населения выше общероссийских показателей. А высокотехнологичную помощь, позволяющую восстановить здоровье и трудоспособность, им могут оказать только в Институте ортопедии.
Кроме губернатора, свои комментарии дали и другие высокопоставленные лица, которые имеют прямое отношение к проблеме. Заместитель руководителя Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи Владимир Солодкий заявил, что предусмотренные деньги выделены и через Российскую академию медицинских наук (РАМН) давно отправлены иркутскому институту. А вот президент РАМН, академик Михаил Давыдов иначе расставил акценты. Из его слов следовало, что дело не в деньгах, которые уже перечислены, а в резком сокращении государственного финансирования высокотехнологичной медицинской помощи.
Фактически вырисовывалось две версии происходящих событий. Чтобы разобраться в ситуации, журналисты сибирских представительств "РГ" решили предпринять собственное расследование. И в первую очередь проследить цепочку финансовых поступлений из Москвы в Иркутск. Довольно просто удалось узнать, что деньги действительно отправлены из Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи в Российскую академию медицинских наук. Далее их переадресовали в Сибирское отделение РАМН, под крылом которого и находится иркутский институт (у СО РАМН подписано соглашение с РАМН о выполнении высокотехнологичных методов лечения, финансируемых из федерального бюджета).
- Сибирское отделение медицинской академии, которое находится в Новосибирске, исполняет роль транзитной организации. Деньги централизованно приходят к нам, а потом тут же рассылаются по регионам. Так было и в последний раз. Все это есть в финансовых документах, - спокойно отреагировал на наши вопросы заместитель председателя СО РАМН, академик Любомир Афтанас.
Слова ученого полностью подтвердились. 8 июня деньги оказались на счету СО РАМН, 9 июня их отправили в Иркутск. Ровно в том объеме, как и запланировано. Правда, первоначально произошла некоторая путаница с цифрами. Но скоро стало совершенно очевидно, что 5 миллионов 260 тысяч рублей не исчезли в финансовом водовороте, а благополучно добрались до адресата. Этого не отрицали и в иркутском Институте ортопедии. Впрочем, по словам Евгения Григорьева, директора ГУ "Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии ВСНЦ СО РАМН", поступившие средства не могли существенно повлиять на ситуацию. Почему?
Во-первых, Григорьев утверждает, что деньги, на которые активно ссылались в Федеральном агентстве, лишь погашали долги по операциям за прошедший второй квартал года. Во-вторых, дело даже не в задержке финансирования, а в сокращении квот на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Они урезаны практически вдвое. В первом полугодии 2007 года Институт ортопедии просил средства на проведение 220 операций по замене суставов, а средства были выделены только на 116. Оставшиеся сто с лишним человек ждут очереди. Точно такой же позиции придерживаются и в Сибирском отделении Российской академии медицинских наук. Любомир Афтанас говорит, что они тщательно анализируют общий объем высокотехнологичной медицинской помощи, который необходим сибирякам, отправляют запросы на государственное финансирование операций, но в ответ регулярно получают результат примерно в два раза меньше ожидаемого. А это, судя по всему, значит, что те сорок пациентов, которые вынуждены покинуть институт, как раз и попали в число "урезанных". Люди есть, а квоты - нет.
Вот тут мы и добрались до самого интересного. Давайте сопоставим две цифры: квота для иркутского Института ортопедии на второй квартал этого года составляет 48 операций, квота новосибирского Научно-исследовательского института травматологии и ортопедии - 494. Насколько отличаются эти уважаемые институты друг от друга с медицинской точки зрения, не специалисту сказать сложно. Можно только предположить, что не на целый порядок. Зато существует другое явное отличие. Иркутские врачи работают в учреждении, которое находится в системе Российской академии медицинских наук, квоты и соответствующее финансовое обеспечение для которой определяет Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. А вот новосибирский институт имеет другого хозяина - недавно созданное Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи. Там и материализуются квоты. Так, может быть, дело все именно в этом?
Если так, то картина вырисовывается странная. Пока два солидных ведомства активно реформируются и выясняют, кто в чьей системе будет находиться, кто и за что будет платить, больных лишают последней надежды. С 20 июня прошло уже почти десять дней, не такой уж маленький срок, чтобы оценить чрезвычайную ситуацию и принять экстренные меры. Однако решение, как поступить с иркутским институтом, так и не найдено. До сегодняшнего дня в институте не проведено ни одной операции по замене крупных суставов, очередь уже составляет 450 человек, и продолжает расти.
Наверное, это и называется "резать без ножа". Или без наркоза.
О финансировании высокотехнологичной помощи в 2007 году
В начале 2007 года средства на высокотехнологичную помощь были заложены в бюджете минздравсоцразвития. В I квартале минздравсоцразвития передало ассигнования трем главным распорядителям бюджетных средств - Росздраву, РАМН и ФМБА. В это время шло организационное становление Росмедтехнологии.
5 мая вышло постановление правительства N 266 "Об оказании в 2007 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета". Оно предусматривало передать Росмедтехнологии ассигнования, предусмотренные минздравсоцразвития на госзадание по высокотехнологичной медицинской помощи.
7 мая вышел приказ минздравсоцразвития N 320 "Об оказании во II-IV кварталах 2007 года высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях и в медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
28 мая минфин передал остатки ассигнований, которые остались у минздравсоцразвития после I квартала, новому агентству - Росмедтехнологии. Оно определило объемы до конца года, рассчитало средства по трем главным распорядителям бюджетных средств, подписало приемо-передаточную ведомость, передало справку в минздравсоцразвития 6 июня. То есть 6 июня довели до сведения Росздрава, РАМН и ФМБА их ассигнования на высокотехнологичную медицинскую помощь до конца года и лимиты бюджетных обязательств на II квартал. 7 июня этим трем распорядителям пошли деньги за II квартал.
Лимиты на III квартал они получат, как только минфин внесет изменения в бюджетную роспись и переведет им ассигнования. По обычной практике это должно быть 28-30 июня.
Минздравсоцразвития вправе вносить изменения в госзадание в пределах бюджетных ассигнований 2007 года. Поэтому за счет резервных квот производится корректировка.