Подмосковье может лишиться одного из красивейших исторических мест, ансамбля усадьбы "Пущино" ХIХ века, владельцами которой в разное время были известные на Руси фамилии - Пущины, Арцыбашевы, Афросимовы, Перловы, Каштановы. Эксперты предрекают: если срочно не заняться реконструкцией усадьбы, она сможет продержаться от силы еще пару лет, а потом останутся только воспоминания и фотокарточки. За помощью в редакцию "РГ" обратились местные власти.
Несмотря на то, что усадьба считается памятником архитектуры и садово-паркового искусства девятнадцатого века, ее история насчитывает более 400 лет. Впервые она упоминалась еще в писцовых книгах ХVI века, будучи имением Агафона Даниловича Пущина. В первой половине XVII века ею владел Константин Михайлович Пущин, затем отставной майор Яков Иванович Арцыбашев, который возвел двухэтажный кирпичный дом с антресолями в стиле строгого классицизма. Он же построил здесь целый усадебный комплекс - главный дом, хозяйственные постройки, церковь Успения Богородицы, парк с аллеями и каскадом из трех прудов.
В XIX веке, когда усадьба принадлежала Афросимовым, частым гостем ее был композитор Александр Алябьев, влюбленный в хозяйку - Екатерину Афросимову. Вдохновленный волшебным местом, он в 1836 году сочинил здесь свою "Итальянскую арию для скрипки и фортепиано". В оставшиеся полвека до Октябрьской революции усадьба была владением купцов, благотворителей и фабрикантов. После революции 1917 года она превратилась в сельскую больницу. А в 1971 году, когда больницу перенесли в новое, специально построенное для нее здание, усадьба опустела, и жизнь исторических стен начала угасать.
Лишь в 1928 году во время съемок фильма по повести А.Н. Толстого "Хромой барин", да еще в конце 1970-х, когда Никита Михалков снимал здесь фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино" и финал фильма "Несколько дней из жизни Обломова", усадьба воспрянула духом. Но ненадолго. От прудов остались лишь пустые глазницы без воды. О былом величии усадьбы напоминают только вековые липы в парке, который парком язык не поворачивается назвать. Среди высоченной травы еще можно разглядеть ступеньки, ведущие от берегов реки Оки до главного дома усадьбы. Церкви уже давно нет, как и склепа "графа Арцыбашева" рядом с ней. За остатками того, что раньше называлось конюшней и птичником и за самим главным домом с жалкими остатками некогда изящных барельефов, смотрит сторож Клавдия Егоровна.
Местные власти бьют тревогу уже много лет подряд, взывая о помощи. Дело в том, что усадьба является памятником архитектуры федерального значения. Единственное, что они в состоянии делать, это собирать фрагменты сбитых белокаменных деталей первоначального украшения дома, балясин ограждения балконов и лестниц и т.д. и пополнять выставку в центральной городской библиотеке. "Восьмой год я являюсь главой города Пущино - и ничего не меняется, - возмущается Анатолий Афанаскин, глава города Пущино. - Уже более тридцати лет Пущинская усадьба находится в оперативном управлении Российской академии наук, и за все это время ни разу не проводились ремонтно-реставрационные работы по ее сохранению". По словам Афанаскина, администрация города использует все возможности для сохранения Пущинской усадьбы. В 2001 году по их инициативе она вошла в Федеральную целевую программу "Культура России (2001-2005 гг.)". Выделенные из федерального бюджета 300 тысяч рублей были потрачены на проект реставрации Главного дома усадьбы "Пущино". Но чтобы продолжить участие в программе, нужно было софинансирование, но у Академии наук денег не нашлось. В итоге затея восстановить усадьбу накрылась медным тазом.
"Я прошу: отдайте памятник в нашу собственность, раз у вас нет денег на его содержание, - продолжает Афанаскин. - В ответ - тишина. Только после того как я обратился в министерство культуры Московской области и Генпрокуратуру РФ, началась имитация активности. В Академии наук нам заявили о том, что собираются создать в усадьбе дом малых симпозиумов. Неужели больше негде проводить симпозиумы? В Пущино девять институтов, которые и сейчас наполовину пустуют. Мы-то хотели на базе Пущинской усадьбы организовать что-то вроде подмосковного Артека для талантливых детей. Ну ладно, мы запросили проект, но его нет".
Однако в Российской академии наук, напротив, считают, что процесс реконструкции затягивают местные власти. Алексей Литвинчев, зам. управляющего делами РАН, рассказал корреспонденту "РГ": "До 2005 года Пущинская усадьба находилась на балансе Института белка РАН, расположенного в городе Пущино. Институту было не под силу реконструировать памятник, так как он требует больших вложений. Хотя попытки были, в 90-х годах даже сделали проект реконструкции, и он прошел все необходимые согласования. Но грянули безденежные времена. Два года назад усадьбу взяла на баланс Академия наук, иначе она окончательно разрушилась бы. Как только подошли к делу, обратились к местным властям с просьбой огородить участок площадью один гектар с главным зданием и окружающими постройками (площадь всего комплекса вместе с парковыми зонами и прудами составляет 12 га), чтобы развернуть строительный лагерь. И сразу же столкнулись с препятствиями. Началась бумажная волокита, которая тормозит дело".
Чтобы выяснить, на чьей же стороне правда, корреспондент "РГ" обратился в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуру). Дмитрий Бончковский, зам.руководителя управления Росохранкультуры по ЦФО, рассказал, что год назад к ним обратилась Галина Ратникова, министр культуры Московской области, которая ходатайствовала о передаче памятника администрации Пущинского района. После этого была произведена проверка состояния памятника. Акт технического состояния свидетельствовал о его весьма плачевном состоянии. "В предписании на имя президента Академии наук мы потребовали установить охранные обязательства и представить план мероприятий по реставрации усадьбы, - рассказывает Дмитрий Бончковский. - Ничего Академия наук не сделала. Поэтому сейчас центральный аппарат Росохранкультуры начинает еще одну проверку, чтобы все-таки решить, что делать: изъять усадьбу и передать ее новому собственнику или сохранить ее на балансе Академии наук".
Оказывается, еще в прошлом году таких полномочий у Росохранкультуры не было. В 2002 году вышел 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который предусматривает изъятие памятника у нерадивого владельца или собственника и обращение его в государственную собственность или выставление на продажу через аукцион. Но кто это должен делать, в законе не было прописано. И только в октябре прошлого года специальным постановлением правительства РФ право подготовки исков об изъятии объектов наследия у собственников, которые не выполняют требования к сохранению объектов культурного наследия, передали Росохранкультуре. Бончковский напомнил еще об одном документе: ФЗ N258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", принятом также в прошлом году, который впервые начал регулировать возможность передачи федерального памятника муниципальным образованиям. В соответствии с ним Пущинская усадьба может стать федеральным памятником архитектуры - собственностью города Пущино.
Однако, по словам Игоря Федуня, начальника управления государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия министерства культуры Московской области, объекты исторического и культурного наследия федерального значения, получившие такой статус после 1991 года, как и объекты, занятые федеральными структурами, под этот закон не подпадают. А Пущинская усадьба стала объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения лишь в 1995 году. "Но мы будем участвовать в проверке вместе с Росохранкультурой и настаивать либо на ее изъятии из собственности, либо на конкретном оперативном плане по приведению в порядок", - заявил Игорь Федунь.