В Тверском суворовском училище полным ходом идут съемки третьего сезона сериала СТС "Кадетство" (производство "Киноконстанта").
В столовой снимают серию, в которой Степан Перепечко (актер Павел Бессонов) решил втайне ото всех похудеть. Он собрался поступать в летное училище, а в самолет, как шутит съемочная группа, не помещается. Чтобы снять, как Перепечко худеет, в училище из летнего лагеря привезли суворовцев, у которых уже начались каникулы. 50 ребят с утра и до вечера ели в столовой гречку с сосисками. Гречка остыла, а режиссер требует, чтобы ее уплетали с аппетитом. В перерывах между съемками Владимир Стеклов философствует, учит молодежь жизни и азам профессии. Скажем, Борис Корчевников собирается в этом году поступать на режиссерский. Нынче он по совету Стеклова читает Чехова и Иосифа Райхельгауза. Книгу последнего "Не верю!" Борису достала его мама - работник музея МХТ.
Кличка - Философ
Несколько уроков философии от Владимира Стеклова достались и корреспонденту "РГ". Не зря у героя Стеклова кличка - Философ. Поразмышлять о жизни любит и сам актер.
Российская газета: Владимир Александрович, говорят, что на роль педагогов в "Кадетство" подбирали людей с твердой гражданской позицией и являющих собой образец мужества. Это про вас?
Владимир Стеклов: Вряд ли я подпадаю под эти критерии. Точно - у меня нет твердой гражданской позиции, а чтобы быть образцом мужества, нужно пройти через экстремальные ситуации. К счастью, мне по жизни попадать в такие ситуации не приходилось. В каждом есть и мужество, и трусость... Знаете, мне нравится притча о трех нищих, которые повстречались Господу на пути. Господь их спросил: "Что бы вы сделали, если бы нашли кошелек с золотом?" Один нищий сказал: "Я бы взял его себе и разбогател". Господь ему ответил: "Ты жаден". Второй сказал: "Я отдал бы его владельцу". Господь сказал: "Ты глуп, ты мне не интересен". А третий сказал: "Господи, я не знаю, что я сделаю, когда найду..." Так и я до сих пор про себя не знаю, что я сделаю, когда придет час испытания, окажусь ли я мужественным человеком...
РГ: Но в погонах вы смотритесь органично.
Стеклов: Это форма. Она может расходиться с содержанием. Мой герой - старшина взвода и, конечно, должен обладать определенными педагогическими качествами. Он прошел войну в Афганистане, такой суровый внешне, но внутренне - очень ранимый. Я сам служил в армии два года, в ансамбле ВВС "Полет". Но это была "несерьезная армия". По-настоящему я в армии был только в карантине, когда проходил курс молодого бойца.
РГ: Владимир Александрович, вам ведь, покоряя Москву, какое-то время приходилось в театре даже без зарплаты работать, это ли не мужество и не целеустремленность?
Стеклов: Тогда у меня просто не было прописки. Думаю, это было испытанием, скорее, для моих близких. Жена не работала, а на руках была маленькая дочка - Граня (первая дочь Стеклова - Агриппина. - О.Н.). Она тогда училась в третьем классе. Москва - суровый город по отношению к приезжим, и сейчас мягче не стала.
РГ: Я видела, вы молодежи на площадке активно помогаете, проходите с ними текст. Тоже своего рода педагогика.
Стеклов: Так же было и со мной. Я всегда восхищался Иннокентием Смоктуновским. В театре с ним не работал, но когда посчастливилось оказаться рядом в кино, то я и наблюдал, и многое спрашивал. Он мне рассказывал о профессии, о жизни. Наша профессия - это ведь наблюдения жизненные, они не становятся буквальным слепком для роли, но ничто не проходит бесследно.
"Дерзайте!"
РГ: У вас есть любимая цитата из ваших героев?
Стеклов: Из Наполеона есть: "Дерзайте!" Еще Нина Заречная в "Чайке" говорила: "Нести свой крест - и веровать". Вот, что для актера главное. Сегодня есть под тобой белый конь удачи, а завтра - его нет, и ты не знаешь, появится ли он снова. "Ждать и веровать" - это моя постоянная константа. Главное, когда белый конь удачи появится, нужно успеть на него вскочить, быть в форме. В детстве я как-то все больше интересовался спортом, футболом, я и не мечтал о том, чтобы стать актером. Любил театр - да, это мне мама привила. Однажды, как мне кажется, случайно, я пришел в Астрахани в дом учителя, где была театральная студия. Потом сформировалось осознание того, что надо поступать учиться. Счастливый случай, что я встретил женщину, которая подарила мне мою первую дочь Агриппину. Уже в зрелом возрасте мы встретились с моей нынешней женой - Ольгой и родилась Глафира. Проведение дает много таких счастливых случаев. Нужно только быть в силах, чтобы ими воспользоваться.
РГ: Агриппине с выбором профессии было легче определиться?
Стеклов: Ребенок вырос за кулисами. Поэтому, если про меня еще можно сказать: "Откуда это?" - то с ней все изначально понятно. Я очень рад за ее профессиональные успехи. Играл с Агриппиной и на сцене театра, и в кино, поэтому могу судить о ней, как о состоявшейся актрисе... Играть с дочерью для меня непросто, это всегда большое волнение. Отсюда и срывы мои... (Смеется). Да, мы покрикиваем друг на друга на репетициях.
РГ: Глафира, я знаю, тоже театром интересуется.
Стеклов: Ей сейчас десять лет, она театр очень любит. Глаша была на моей последней премьере "Переполох в голубятне" Нины Чусовой. Это спектакль о паре нетрадиционной сексуальной ориентации. Двое мужчин растят сына, и он полюбил дочь моего героя. Это такие современные "Ромео и Джульетта".
РГ: Ваш герой в "Кадестве" прапорщик Кантемиров с ребятами суров, а дочек вы как воспитывали?
Стеклов: В строгости. Глафира так и вовсе говорит: "Ты заставляешь меня по одной доске ходить". То есть я не разрешаю ей на другую "досочку" ступать. Все очень серьезно. Да и старшая тоже от меня натерпелась.
Авантюрист
РГ: Как я понимаю, театр из вашей жизни не исчезает, несмотря на занятость в телекино?
Стеклов: Театр для меня - необходимый тренаж. Кино - это сплошная отдача, без накопления. Такова специфика производства: включился, отдал - и дальше пошел. А в театре есть возможность в репетиции пробовать разные краски, искать. Но сериалы я к низкому жанру не причисляю. Этот снобизм к работе, да и к самому себе мне не близок. Я же не на рынке торгую, я своим делом занят.
РГ: Говорят, вы авантюрный актер.
Стеклов: Я люблю неожиданные актерские проявления, особенно на репетиции. Я называю это "бросаться в неведомое". Можно долго смотреть в пропасть, как у Карлоса Кастанеды, когда ученик наблюдал за полетами учителя. Он не понимал, как это происходит, как человек может летать. И учитель подвел ученика к краю пропасти и сказал, - шагни. Ученик ответил: "Я же разобьюсь!" "Вот поэтому ты никогда не полетишь", - был ему ответ. Но прошло время, и ученик шагнул. Так и я сделал этот шаг, и продолжаю делать каждый раз, выходя на сцену...
10 самых известных фильмов Владимира Стеклова
"Плюмбум, или Опасная игра" (1986)
"Гардемарины, вперед!" (1987)
"Узник замка Иф" (1988)
"Увидеть Париж и умереть" (1992)
"Вальс золотых тельцов"
(1992)
"Петербургские тайны" (1994)
"Олигарх" (2002)
"Антикиллер-2" (2003)
"Живой" (2006)
"Консервы" (2007)
Владимир Стеклов собирается сниматься в фильме Александра Велединского под рабочим названием "Кейптаунский порт" и в фильме Леонида Белозоровича "Дом образцового содержания".
За кадром
Юрий Федоров, начальник Тверского суворовского военного училища генерал-майор:
- Умению руководить и командовать Владимира Стеклова могли бы позавидовать преподаватели нашего училища. В герое Стеклова есть и жесткость, и нежность, и умение ладить с товарищами. Это собирательный персонаж, и Владимир Стеклов прекрасно исполняет роль прапорщика, он действительно вжился в образ. Стеклов вообще очень общительный человек, много разговаривает с военными. Я даже предлагал ему, шутя: "Если выгонят с киностудии, приходи - старшиной возьму, будешь командовать любой ротой". "Кадетство" мне нравится. Редко можно увидеть по ТВ что-то такое же искреннее. Молодежь сейчас ищет хорошее, а в сериале "Кадетство" они видят правильные отношения, построенные на чести, дружбе, патриотизме.