XIII Конкурс им.Чайковского готов назвать лауреатов

Сегодня вечером в Большом зале консерватории будут награждать новых лауреатов Конкурса им.Чайковского.

На заключительную церемонию смогут попасть только спецприглашенные (впервые за историю конкурса), меломанам же, пристрастно следившим за всеми перипетиями конкурсной и внеконкурсной борьбы, останется лишь смотреть в экран, где канал "Культура" в режиме on-line будет транслировать "раздачу слонов" в Интернете www.tvkultura.ru, а с 22.25 - на своем канале ТВ.

Для организаторов конкурса, может, это и к лучшему. В обстановке полного официоза, безразличного и далекого конкурсным реалиям, сохранится олимпийский "мир" - без эксцессов, излишних эмоций, оваций, свиста в адрес жюри, а также других проявлений чувств московской публики, которая давно является частью конкурса и, собственно, создает его ту самую, не тиражируемую атмосферу. На этот раз эмоций будет меньше, зато больше речей и вручений - 26 лауреатских премий во всех номинациях и больше десятка официальных спецпризов. Музыка же прозвучит исключительно в исполнении лауреатов первых премий. Лишь на следующий день в том же Большом зале консерватории выступит сводный лауреатский состав нынешнего конкурса.

Финальный тур для многих конкурсантов сложился непросто. У кого-то сдавали нервы, кого-то "придавил" Большой зал. Но самые большие потери произошли на виолончельном конкурсе, и не потому, что он сменил камерный формат в Малом зале на концертный - с оркестром. А потому что впервые за всю историю Конкурса Чайковского оркестр - в данном случае Большой симфонический оркестр (!), оказался абсолютно не готов, буквально не знал нот, и в первый день "топил" конкурсантов - Евгения Румянцева и Давида Пиа. Представить, что в такой обстановке "развала" и фальши, оркестровых темпов "поперек" (дирижер Эдуард Серов), солист мог выдать качественный результат, невозможно. Смелости протестовать хватило только у Сергея Антонова, который обратился к Наталье Шаховской и к оргкомитету: "Вчера я пришел на положенную мне репетицию с оркестром, на которой выяснилось, что оркестр не готов исполнять Прокофьева совсем! За 40 минут репетиции мы с диким количеством остановок и расхождений доиграли до конца. Ни о каких музыкальных вопросах не было и речи. Трудно представить мое состояние, когда я начал понимать, что уже ничто не спасет мое положение и то, к чему я готовился много месяцев, рушится на глазах. Музыканты оркестра сказали, что не трогали это произведение в течение 20 лет!" В результате за два дня до выступления Антонов вынужден был поменять программу, сняв Концерт-симфонию Прокофьева. Каким образом оргкомитет, ратующий за возвращение "реноме" Конкурсу Чайковского, мог допустить подобную ситуацию, никому не ясно. Тем более что ГАСО под управлением Марка Горенштейна, выступавший в конкурсе пианистов, вышел на сцену Большого зала не просто подготовленным, но способным в любой ситуации "выручить" и морально поддержать конкурсантов. Это и определило уровень фортепианного финала.

Комментарии

Захар Брон, член жюри конкурса скрипачей:

- Никита Борисоглебский мне очень нравится как сильный музыкант, но, на мой взгляд, он немного не дотягивает до первой премии: по складу дарования, по яркости. Хотя он был единственным, кто достойно представлял Московскую консерваторию. Мне очень жаль Эрика Шумана, который полюбился публике. Он не все равноценно играл, но мог вполне конкурировать со всеми финалистами. Но ведь решающим оказывается общий коллективный выбор жюри. По поводу Артема Шишкова из Белоруссии, вокруг которого разгорелся сыр-бор, не хочу распространяться: или его так научили, или у него такая натура, но в его представлении талантливая игра - это физиологическая активность.

Иван Монигетти, член жюри конкурса виолончелистов:

- Я оцениваю уровень нынешнего конкурса как очень серьезный. У многих виолончелистов мощная профессиональная подготовка. Некоторых исполнителей, которые не прошли во второй тур, я бы с удовольствием еще раз послушал. Что мы подразумеваем под понятием объективности? Это очень трудная категория. То, что одному нравится, другому именно это и не нравится. Поэтому объективность на конкурсах - это, может быть, среднестатистическое мнение. Обычно результаты именно так и суммируются посредством статистического метода.

Существует даже шутка: "Есть ложь, есть грубая ложь и статистика". Так что проблема того, что может быть критерием объективности в музыкальном искусстве, остается. Это покажет уже жизнь, и последующая деятельность этого человека.