Закон обозначит содержание таких понятий, как торговая деятельность, торговое предприятие и формы торговой деятельности - оптовая и розничная. Отдельно в нем будет регламентирована торговая деятельность без создания предприятия торговли: продажа товаров с доставкой, сетевой маркетинг, продажа с помощью автоматов. Что же касается контроля, то не исключено, что будут восстановлены функции госторгинспекции, которая существовала в стране до административной реформы 2004 года.
Крупный бизнес уже заявил, что исходя из концепции нового закона минэкономразвития, похоже, заинтересовано только в развитии малого бизнеса в торговле, интересы же крупных сетевых игроков законопроект ущемляет. В частности, крупному бизнесу в отличие от мелких и средних участников розничной торговли придется получать разрешение на открытие новых объектов и у муниципальных, и у региональных органов власти.
Тогда как сегодня для открытия новой точки достаточно местные власти только уведомить. Кроме того, новый закон будет регламентировать работу магазинов, то есть его ассортимент, профессиональную подготовку продавцов, время работы магазина и так далее. Бизнес уверен, что это абсолютно лишние меры, ведь каждый хозяин торгового объекта сам заинтересован в профессиональном персонале и качественном ассортименте.
Что интересно, большинство представителей крупного бизнеса согласны, что закон о торговле необходим, как и необходимо госрегулирование отрасли. Однако осуществлять поддержку российских производителей надо не за счет сетевой торговли. Бизнесмены считают, что поддерживать производителя должно государство, выделяя гранты лучшим предприятиям. А вмешательство в рынок и регулирование торговли на местном уровне может привести к тому, что произведенные в соседнем регионе товары не будут допускаться на прилавки местных магазинов. Такой подход приведет к деградации торговли.
Недовольна новым законом и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая, кстати, принимала участие в его разработке. По мнению ФАС, проект закона не решает проблем во взаимоотношениях сетей и поставщиков. Представленная концепция не снимает диспропорции между ними. Поэтому ФАС настаивает на его доработке.
В свою очередь минэкономразвития не отрицает, что заинтересовано в развитии малого бизнеса в торговле. Поэтому в целях его поддержки схема для создания малого предприятия действительно будет упрощена. Однако в министерстве уверены, что новый закон не помешает развитию крупных сетей, а лишь обеспечит баланс интересов крупных и малых предпринимателей. Что же касается взаимоотношений сетей и поставщиков, то в концепцию законопроекта вошли обобщенные предложения заинтересованных структур, инициативы антимонопольного и сельскохозяйственного ведомств не нашли в ней отражения, поскольку были признаны слишком жесткими. Более того, минэкономразвития отмечает, что поиск баланса интересов будет продолжен и к его обсуждению будут привлечены все участники рынка: и малый бизнес, и поставщики, и торговые сети.
Напомним, что на сегодняшний момент единого документа прямого действия, который бы регулировал торговлю и потребительский рынок, нет. Помимо закона о защите прав потребителей и указа президента о свободной торговле, подписанного аж в 1992 году, эту сферу регулирует еще порядка 600 подзаконных актов.
Как уже писала "Российская бизнес- газета", вопрос об участии государства в разрешении конфликтов, возникающих на рынке, стоит давно. Многие эксперты считают, что отсутствие четко выраженной и закрепленной в законодательном акте позиции государства, определяющей пределы своего вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, порождает многочисленные проблемы. В частности, малый бизнес беспокоит вытеснение их с рынка крупными торговыми сетями. В свою очередь ритейлеров волнует, что их не пускают в регионы. А местные производители не знают, как наладить взаимодействие с торговыми сетями. И у каждого своя правда и свои аргументы.
Попытки решить все это с помощью единого федерального закона уже были. Департамент потребительского рынка и услуг правительства Москвы при поддержке Торгово-промышленной палаты (ТПП) подготовил законопроект о регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в РФ, в котором предлагалось четко разграничить полномочия органов власти федерального, регионального и местного уровня, создать современный механизм торговой политики, сделать равные конкурентные условия и дать государству возможность регулировать цены на социально значимые товары, такие как хлеб, соль, молоко и так далее. Законопроект в регионах обсуждался почти год, но общее решение так и не было принято. Некоторые представители рынка считают, что принимать отдельный закон для решения проблем не стоит, надо вносить поправки в действующие нормативные акты. Другие, наоборот, уверены, что только единый закон сможет урегулировать все вопросы.
Между тем сегодня, по данным минэкономразвития, на долю розничной торговли приходится 21 процент ВВП, отрасль обгоняет рост экономики в 2 раза. По оценкам экспертов, оборот потребительского рынка России составляет около 220 миллиардов долларов. Более того, с каждым годом товарооборот растет в среднем на 12 процентов, а в некоторых регионах рост составляет более чем 20 процентов.