Новости

04.07.2007 09:00
Рубрика: Общество

Двойной эффект железной биты

Писатель Эдуард Багиров о дружбе народов в современной Москве
В подмосковном Пушкине был убит гражданин Киргизии. Кто-то по неизвестной пока причине расправился с дворником из Средней Азии, нанеся ему несовместимые с жизнью увечья. А совместим ли с нормами человеческого общежития тот стиль общения с приезжими, который установился на улицах российских городов и в очередях миграционных служб?

На этот вопрос "РГ" отвечает автор нашумевшего романа "Гастарбайтер" Эдуард Багиров. Приехавший из Туркмении, наполовину азербайджанец, писатель хорошо знаком с жизнью рыночных торговцев, строителей, журналистов, бизнесменов - всех тех, кого у нас называют мигрантами.

Российская газета | В моем дворе убирается интеллигентная семья из Средней Азии, по-видимому, врачи или учителя. За то, как они выполняют свою работу на нашей замусоренной улице, хочется им поклониться. А вот на соседней - точно такая же семья продает наркотики, все об этом знают, даже участковый. Что, с вашей точки зрения, нужно переделать в устройстве нашей жизни, чтобы дворников не убивали? Как в идеале должны складываться отношения между гастарбайтерами и государством?

Эдуард Багиров | Если дворника убили из-за национальной ненависти, то этих "зверей", с моей точки зрения, нужно попросту усыплять, как это делают с бешеными собаками. Впрочем, наказывать нужно и за бытовую драку. Национальным конфликтам не должно быть места в нашей жизни. Борьба с приезжими дворниками с помощью тяжелых металлических предметов спровоцирует обратную реакцию. Совсем не такую, что ожидают те, кто разжигает эти конфликты.

Ну а отношения государства к гастарбайтерам? В первую очередь нужен контроль: миграция должна быть только легальной. Но не менее важно и воспитывать общество. Людям, видимо, придется объяснить: те, кто приехал в страну, чтобы работать, заслуживают хотя бы толерантности. Какая разница: дворник это или замминистра? Разве можно полноценность или неполноценность человека измерять по национальности?

РГ | А что за народ к нам едет? Только ли дворниками и торговцами они работают? Может быть, вы знаете гастарбайтера-программиста или гастарбайтера-физика?

Багиров | Люди приезжают совершенно разные. Не надо думать, что в Москву стекаются только маргиналы. Много среди гастарбайтеров таких, кто приехал просто заработать, но остался и культурно развился. Есть и такие, кто приехал уже интеллектуалом. Масса высокообразованных людей. У меня есть замечательные знакомые с Кавказа, которые занимаются бизнесом и честно платят налоги или, например, работают в правоохранительных органах. Впрочем, есть и обычные хапуги, которые приехали, чтобы что-то урвать обманным путем, "кинуть" кого-нибудь или просто украсть.

РГ | Древние философы говаривали, что писатели - существа безответственные. В книге "Гастарбайтер" много вымысла?

Багиров | Вымысла в книге совсем нет. Она основана абсолютно на реальных событиях. Около 80 процентов - на автобиографии, а 20 - на собирательных образах из опыта моих друзей. Можно сказать, что я критический реалист, потому что описал типичных людей в типичных обстоятельствах. То есть каждое событие в книге может случаться вокруг нас каждый день. Я не умею сочинять, что вижу, то и пишу.

РГ | Чувствуете ли вы ответственность за тот резонанс, который роман вызовет в обществе?

Багиров | Что касается резонанса, то я готов ответить за каждое слово, которое написал.

РГ | И как вы думаете, какая будет реакция, когда время пройдет и книгу прочитают не только журналисты?

Багиров | Думаю, что кому-то она и не понравится. Что касается некой провокативности содержания, то уж, простите, ведь это происходит вокруг нас. Замалчивать факты, которые я описал, бесполезно. Их все прекрасно знают.

РГ |  Известный русский писатель Анатолий Гладилин, живущий во Франции, считает, что нельзя переполнять страну людьми другой культуры. У него на глазах пригороды Парижа превратились в пороховую бочку, в школах двадцатилетние переростки из семей мигрантов терроризируют малышей...

Багиров | А вы знаете, кто в Париж приехал и откуда? Все же мы родом из одной страны - Советского Союза. У нас была общая культура, общее воспитание - идеологическое и прочее. Я - азиат до мозга костей, одновременно патриот России. Так что мне не очень понятно, когда начинают кричать о другой культуре.

РГ |  А с вашей точки зрения, поток беженцев и мигрантов может быть бесконечен или его все же нужно ограничивать?

Багиров | Если рассматривать мигрантов как рабочую силу, то она, безусловно, должна квотироваться. Потому что уже сейчас чувствуется перенасыщение некоторыми профессиями. Это я знаю на собственном опыте: у меня был строительный бизнес. Там происходят полный бардак и бесконтрольность, взяточничество и укрывательство непрофессионализма. Миграционная служба должна работать с большей отдачей. С той бюрократией, которая там процветает, чтобы зарегистрироваться легально, нужно пройти семь кругов ада. Нужно упрощать эту систему, и тогда нелегалов станет меньше.

РГ | "Спешащие к метро безликие люди, сгорбившиеся и избегающие взглядов друг друга" - такими герой вашей книги впервые увидел москвичей. Какой он, типичный москвич?

Багиров | Во-первых, больше половины моих лучших друзей - это москвичи. У меня прекрасное отношение к москвичам. А какое оно еще может быть, если это мой любимый город?

Насчет каких-то особых качеств, которые отличают обычного москвича от жителя Астрахани или Ярославля? Я не знаю. Мне все качества, свойственные русскому человеку, импонируют. Хотя в настоящих москвичах, наверное, можно отметить высокий культурный уровень и любовь к театрам, консерватории, в общем, к культурным мероприятиям такого рода. У приезжих же, тех, которые живут здесь, чтобы заработать побольше денег, совершенно иные приоритеты: они отдыхают в других местах.

РГ | Пресловутый столичный снобизм действительно существует?

Багиров | Да.

РГ | И в чем он проявляется?

Багиров | Например, в уверенности, что у человека есть серьезные преимущества перед другими только по праву места рождения. Но это же бред. Москву сделали приезжие.

РГ | Меня очень раздражает, когда на рынке хватают за руки и "отвешивают" комплименты на непонятном языке. Как вам кажется, знание языка - это обязательное условие жизни и работы в чужой стране?

Багиров | Абсолютно обязательное. Это касается всех без исключения. Если кто-то не знает языка, он вообще не должен здесь находиться. Это, на мой взгляд, вопиющее неуважение к принявшей стороне.

РГ | И традиции с обычаями неплохо было бы уважать...

Багиров | Мне не очень понятно, что это за специфические традиции такие?

РГ |  Ну вот, например, у нас не принято очень громко разговаривать в транспорте или других общественных местах.

Багиров | Мне кажется, вы путаете национальную специфику и уровень культуры. Если ты всю жизнь прожил в горах и приехал торговать на рынке, то, наверное, ты не знаешь каких-то нюансов городского этикета. Думаю, что это нетрудно поправить. Важно только, как это делать. Если лысый скинхед подойдет с битой, врежет по голове и скажет: "Ты, чурка, че орешь", не думаю, что воспитательный эффект будет положительным.

РГ | Рассказывают, что некоторые гастарбайтеры, вернувшись на родину, пишут мемуары на родном языке? Вы знаете туркменский? Не приходилось читать что-то подобное?

Багиров | Знаю туркменский, азербайджанский и еще несколько азиатских языков. Пока ничего подобного не читал, но с удовольствием бы познакомился с этим литературным явлением.

Общество Ежедневник Стиль жизни Культура Литература Общество Соцсфера Социология Лучшие интервью
Добавьте RG.RU 
в избранные источники