Операцию по его задержанию провели в минувший понедельник сотрудники спецназа ФСБ и милиции на Старой Басманной улице, где живет Марцинкевич. Ему предъявлено обвинение в возбуждении ненависти либо вражды, а также в унижении человеческого достоинства. Заместитель прокурора Центрального административного округа Москвы Вячеслав Савков уточнил, что Марцинкевичу инкриминируется преступление по части 2 статьи 282 УК РФ. А там указываются и мотивы разжигания вражды - по признакам национальности, расы или вероисповедания. Если дело дойдет до суда и студента признают виновным по этим обвинениям, то ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Интернет-сайты называют Марцинкевича, известного в определенных кругах по кличке Тесак, лидером неонацистской организации "Формат-18" и одним из лидеров так называемого "национал-социалистического общества", а попросту говоря - группировки скинхедов.
Основанием к задержанию и возбуждению уголовного дела стало выступление студента в одном московском клубе в конце февраля этого года, где проходила дискуссия о путях развития России.
- 28 февраля в клубе "Билингва" у нас проходили дебаты между Юлией Латыниной и Максимом Кононенко, - рассказал "РГ" человек, подавший заявление в прокуратуру, ведущий и координатор проекта "Политические дебаты" Алексей Навальный. - Вдруг появились человек 10, которые стали кричать "Хайль" и требовать слова. Отвечая на вопрос Юлии Латыниной, они заявили, что готовы всех убивать. Есть видеозаписи, подтверждающие это, их можно увидеть в Интернете. На дебатах было довольно много людей, человек 400, половина из которых записные антифашисты. Мы ожидали, что они сами инициируют какие-то обращения в прокуратору по поводу разжигания межнациональной розни, но этого не произошло. Поэтому мы (лидер движения "Да" Мария Гайдар, Олег Козырев и я) как организаторы дебатов и люди ответственные сами подали заявление в прокуратору Центрального округа с требованием привлечь его к ответственности. Все довольно долго тянулось, мы написали кучу заявлений, передали видеозаписи, собрали десятки свидетелей, ездили на опознания. И вот, наконец, появилась информация о том, что он задержан. Хотя нам поначалу неофициально говорили, что Тесак находится в розыске, он вел все это время обширную публичную деятельность и был главным публичным скинхедом России. Все знали, где он живет, где бывает, что пишет в блогах, но тем не менее никаких мер по отношению к нему не применялось. Возможно, на решение о его аресте повлияли последние события - драка на Манежной площади. Раз он арестован, дело, безусловно, дойдет до суда. Понятно, что он никого не убил, а болтал всякую ерунду - значит, получит условный срок - полгода, год.
По мнению Алексея Навального, это было бы вполне справедливо.
- Складывалось такое впечатление, что для Тесака все, что он говорил и делал, было своего рода игрой, "удалью молодецкой", - сказал "РГ" известный публицист, член Общественной палаты Алексей Чадаев, - было видно, что он "без тормозов". Такая поведенческая установка обычно предполагает слабую власть. Тем более полезно для "юноши бледного" столкновение с реальностью в виде первого опыта пребывания в следственном изоляторе. С воспитательной точки зрения это полезно для людей, которые себе позволяют такие вещи.
Самое поразительное, что в публичные скинхеды сегодня попадают студенты университетов.
- Когда мы говорим о националистах, перед глазами сразу встает образ пэтэушника с окраины, - рассказывает "РГ" писатель, координатор молодежного движения "Да" Олег Козырев, - а на самом деле часто во главе таких групп стоят люди достаточно образованные. Подобная идеология требует своего рода интеллектуального подкрепления. Максим интересно пишет в "Живом журнале", его ролики не лишены чувства юмора, но все, что он делает, кончается болью и искалеченными жизнями. Хорошим финалом этой истории была бы не "посадка" Тесака, а его раскаяние. Хочется, чтобы победил разум, чтобы скинхедовские идеологии теряли сторонников, а в Москве не было массовых драк, но надо быть честным, у злого разума еще немало носителей.
Группировка Тесака известна уже не первый год и действительно зарекомендовала себя как радикальная националистическая группировка, поэтому действия правоохранительных органов можно только приветствовать, - прокомментировал "РГ" ситуацию директор бюро по правам человека Александр Брод. - С другой стороны, здесь мы замечаем - у государства и правоохранительных органов нет целенаправленной политики и профилактики пресечения преступлений на почве национальной розни, нет политики регулярного реагирования.