Подобный договор уже рассматривался Думой и даже был одобрен. Но Совет Федерации он не прошел. Новый текст, по словам полномочного представителя президента в Госдуме Александра Косопкина, учитывает замечания и депутатов, и сенаторов, высказанные при его первом обсуждении. Но концептуальные положения сохранены. Договором предусматривается, что правительство России и кабинет министров Татарстана заключают соглашение о совместном решении вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики. Кроме того, в документе закреплено право органов власти Татарстана оказывать по согласованию с правительством РФ поддержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам России, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на татарском языке. Кандидаты, претендующие на должность главы республики, обязательно должны владеть русским и татарским языками.
Александр Косопкин подчеркнул, что договор полностью соответствует Конституции РФ и действующим законам, а также не предполагает преференций для отдельного взятого субъекта РФ - "документом лишь уточняется разграничение полномочий и предметов ведения между РФ и Республикой Татарстан в отдельных сферах". При этом, по словам Косопкина, "специфические для республики проблемы будут решаться совместно с федеральным центром".
Депутаты спросили, кто следующий вслед за Татарстаном "подал заявку" и планирует заключить с центром такой же договор. У Косопкина была информация, что "Республика Башкортостан в отношении договора сделала какие-то первые шаги". Но Конституция России, напомнил Косопкин, "предусматривает такую возможность".
Независимый депутат Сергей Попов все же сомневался, стоит ли в паспорте делать записи на русском и на другом языке. "Когда был Советский Союз, в национальных республиках так и было, в результате все эти республики отвалились от Советского Союза". Однако Гришин ему возразил: "Отвалились они совершенно по другим причинам. Искать корень надо не во вкладышах". Александр Крутов из "Справедливой России" опасался, "чтобы не получилось, что среди равных у нас есть кто-то более равный", иначе "будет не общий дом, а конгломерат отдельных домов". Голосование по договору подтвердило расхождение позиций - "за" -284 депутата, "против" - 119.
Госдума также ограничила возможности экстремистов влиять на политику, вмешиваться в жизнь людей и ломать судьбы юных россиян. В уголовном законодательстве появляется новое отягчающее обстоятельство. Теперь все преступления, совершенные по мотивам национальной, расовой, религиозной, идеологической, политической ненависти или вражды, а также вражды по отношению к какой-либо социальной группе, будут оцениваться как экстремистские и караться строже.
Правда, от первоначальной идеи перевести все преступления на почве экстремизма в разряд тяжких и особо тяжких в Думе ко второму чтению отказались. Разработчики законопроекта решили сделать главный упор на предупреждении экстремистской деятельности, чтобы зараза не распространялась по стране. Поэтому особое внимание обратили на средства массовой информации. Упоминать в своих публикациях названия общественных и религиозных организаций, уличенных в экстремистской деятельности, газеты могут. Но при этом обязательно должны указать, что решением суда деятельность этих организаций запрещена, или они вообще ликвидированы.
Обнаружить экстремиста и привлечь его к ответственности теперь будет проще - оперативникам разрешено прослушивать телефоны тех, кого заподозрят в подготовке экстремистских действий, даже в том случае, если они тянут на преступления средней тяжести. Но "подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий", чтобы разоблачить экстремистов, оперативникам теперь запрещено. Провокация - не наш метод.
В президенты и депутаты Госдумы не пустят кандидатов, наказанных судом за экстремистские деяния. Но Дума проявила гуманность и дала шанс на исправление тем, кто суда пока избежал. Если человек одумался и добровольно покинул ряды организации, которую суд признал экстремистской со всеми вытекающими отсюда последствиями, от уголовной ответственности этот доброволец будет освобожден. Если, конечно, в его действиях не обнаружится иной состав преступления.
Отредактированный ко второму чтению законопроект поддержал 321 депутат, "против" проголосовали 46. Позицию "Единой России", которая была "за", прояснил первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов. Враги России стремятся использовать действия экстремистов "в качестве спускового механизма взрывоопасных национальных конфликтов, направленных на дестабилизацию ситуации в обществе и развал нашей страны". "Бездействие в такой ситуации, - считает Олег Морозов, - совершенно нетерпимо".
В "Справедливой России", впрочем, думают по-своему. Заместитель руководителя фракции "справороссов" Игорь Морозов не исключает, что очередные антиэкстремистские поправки "могут отразиться на развитии демократии в России". "Новые инициативы позволяют расширить оперативно-технические мероприятия - "прослушку", наружное наблюдение, спустив их с особо опасных преступлений на преступления средней тяжести, - предупреждает "справоросс" Морозов. - Таким образом получается, что политические партии, члены партий, официально зарегистрированных Минюстом России, которые в пылу политической полемики сделали те или иные резкие заявления, могут попасть под оперативную разработку".