За процессом возвращения Татарстану "особого статуса" заинтересованно наблюдает Башкирия. Учрежденное там движение "За федеративную Россию" собирается добиваться заключения с Москвой аналогичного договора. В общем, начинается очередная глава в истории непростых, а нередко и болезненных отношений между центром и регионами. Эту историю принято вести от "парада суверенитетов", от ельцинского "берите столько, сколько сможете проглотить". На самом же деле в той же Башкирии все началось не на закате советской власти (в 1990 году была принята декларация о суверенитете республики), а на заре ее (в 1919-м Ленин и Сталин подписали договор о вхождении суверенной Башкирии в советскую Россию). Когда ситуация в советской России изменилась, Ленин назвал договор с Башкирией "клочком бумаги, который можно выбросить". Когда изменилась ситуация в России постсоветской, было провозглашено укрепление государственности и строительство властной вертикали. Тогда-то и вспомнили про "несколько тысяч законов республик, краев, областей, автономных округов", не все из которых соответствуют российской Конституции. Следует, таким образом, вернуть обособленцев в лоно Основного Закона, иначе "под вопросом окажется конституционная безопасность государства, сама дееспособность федерального центра и управляемость страной, целостность России".
Спасая башкирскую конституцию от превращения в "клочок бумаги", руководители республики откорректировали понятие "государственный суверенитет", вернув положенное федеральному центру. Но оставался законсервированным подписанный в 1994 году договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Этот документ наделяет Башкирию широкими политическими и экономическими правами. Им определен ее статус как суверенного государства в составе России. Республика отгорожена от центра частоколом своих 13 кодексов и более 250 законов, президентских указов и постановлений правительства. Точно так же до известной поры строил свои отношения с Москвой и Татарстан.
Тут надобно заметить: региональный сепаратизм уходит корнями в российскую почву. В самом буквальном смысле: регионы, обладающие большими сырьевыми запасами, требуют для себя особых прав, пытаются диктовать центру свою волю. Дело, однако, в том, что стратегические природные запасы распределяются по территории России весьма неравномерно. Основным районом добычи нефти стала Западная Сибирь (Тюменская область). Главные месторождения газа находятся там же. Первенство в добыче угля держит Кузнецкий бассейн (Кемеровская область). Никелевая промышленность сосредоточена главным образом в Норильске (Красноярский край). А добыча алмазов производится преимущественно в Якутии.
Как же центру выстраивать отношения с этими регионами и прежде всего - с автономными округами, где добывают сырье? Ведь всякий региональный интерес обусловлен экономической географией. Особым положением тех или иных субъектов Федерации. Гасить вспышки этого процесса невозможно одним лишь натягиванием административной узды. Суверенитет российских республик был бы пустой декларацией, если бы не подкреплялся экономическими соглашениями между центром и регионами. В конце концов установление контроля над якутскими алмазами Москве важнее, чем политическая лояльность этой республики.
Каждый раз происходит столкновение денежных интересов верховной власти с денежными интересами власти региональной. А политические преференции, предоставляемые Москвой регионам, сами по себе не столь уж много значат. Борис Ельцин, к примеру, на них не скупился. Но суверенитету, дарованному им Якутии, была бы грош цена, если бы 20 процентов добываемых алмазов не оставались в республике.
Между тем времена изменились. Уходит в прошлое понимание региона как вотчины, где всему хозяин - местный князь. На смену является регион, понимаемый как управляемый регион, имеющий своего управляющего (губернатора, президента республики). Ну а затем - как было испокон заведено. Управляющий старается, чтобы регион приносил доход и федеральной, и региональной казне. Другие следят, чтобы этот доход не утаивался. Но главное, составляющее суть региональной политики, проводимой верховной властью, - это различное отношение к разным регионам. Цель такой политики - частичное перераспределение ресурсов между регионами, оптимизация территориальной структуры общества. Способов тут множество. Это и выделение "нуждающихся" регионов, и реанимация "депрессивных", и "стимулирующая" или "компенсирующая" политика.
Поясним. По расчетам экспертов, четвертая часть всех субъектов РФ имеет отрицательное сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом. То есть из федерального бюджета поступает в регионы средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и платежей. "Нуждающимися" считаются регионы, требующие федеральных дотаций. "Стимулирующая" политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. "Компенсирующая" политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения. Меры государственной региональной политики в "депрессивных" и "нуждающихся" районах включают в себя финансовую помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, размещение госзаказов, регулирование миграционных потоков.
Однако дело не только в экономическом неравенстве регионов, но и в том, что действующий с 1992 года Закон "О недрах" существенно устарел. Регулирование недропользования строится исключительно на административных принципах - о праве собственности и полноценных договорных обязательствах речи не идет. Поэтому Татарстан, готовясь сегодня вступить в новые отношения с центром, пытается установить особый режим использования недр и ежегодно пересматривать ставку налога на добычу полезных ископаемых.
Удастся ли Татарстану добиться восстановления особых прав, особых полномочий, особых экономических отношений с Москвой? Формально - может быть. А по сути - едва ли.