Правда, вряд ли кто-то предполагал, что эта встреча положит конец несовпадению российско-американских интересов.
Лобстеровый саммит
Высокого российского гостя в поместье хоть и ждали, однако предпочли не сразу усаживать за стол, а сначала прокатить на моторном катере вдоль берега, видимо, чтобы гость расслабился и перевел дух после многочасового перелета. К возвращению с морской прогулки ужин был готов. В меню были включены блюда, традиционные для штата Мэн: омары и любимое блюдо Буша-старшего - маринованная рыба-меч с овощами и сырными лепешками. А на десерт подали пирог с черникой и орехами.
Неформальная обстановка, правда, не позволяла забыть о главном, поэтому переговоры предпочли начать прямо за ужином. Отец и сын Буши интересовались экономической ситуацией в России и даже более конкретными экономическими результатами, планами. Чтобы не подпортить ужин, слегка затронули темы Косово, американской ПРО, Ближнего Востока.
Закончился "лобстеровый саммит" заверениями президентов в том, что они нацелены на обеспечение преемственности и уверены, что у них хватит сил, чтобы внести свой вклад именно в такое развитие отношений.
Чета Бушей, Владимир Путин и Джордж Буш, безусловно, постарались сделать все, чтобы разговоры об "охлаждении" отношений России и США так и остались мифом. Хотя президент США признался, что иногда Путин "говорит такие вещи, которые я не хочу слышать, но он говорит правду". Когда же ему припомнили его же слова шестилетней давности о том, что он чувствует душу Путина, Буш все же заметил: "Доверяю ли я ему? Да, доверяю!" В общем, то, что между двумя странами иногда возникает недопонимание, президенты готовы устранять цивилизованным диалогом.
ПРО это
Похоже, дискуссия России и США по вопросам противоракетной обороны приобретает законченный стратегический характер. Во всяком случае, Владимир Путин не стал откладывать в долгий ящик расширение российского предложения по совместному использованию радиолокационной станции (РЛС) в Габале (Азербайджан) и выдвинул новые идеи.
Помимо модернизации РЛС в Азербайджане наша страна готова включить в эту систему предупреждения и свою новую станцию, строящуюся на юге России, под Армавиром. Существует и запылившаяся идея о создании центров обмена информацией по ракетным пускам, появившаяся несколько лет назад, и теперь, уверен Путин, она может быть реализована. Причем помимо Москвы аналогичный центр мог бы разместиться в одной из европейских стран. Например, в Брюсселе. "В этом случае не надо будет размещать новые объекты в Чехии и ударную группировку в Польше, - заметил Путин. - Можно расширить число участников этих консультаций за счет заинтересованных европейских государств и делать это на площадке Совета Россия - НАТО".
Вряд ли, конечно, после этих слов Джордж Буш сразу же засомневался в необходимости строительства ПРО в Восточной Европе. Скорее, остался на собственной позиции и заметил, что Польша и Чехия должны быть интегрированной частью системы предупреждения ракетных запусков. И хотя сама идея Путина как часть глобальной безопасности ему понравилась, Буш ответа не дал.
"Карты сданы"
За эти два дня речь ни разу не зашла об однополярности мира, не вспоминал Путин и о "товарище волке, который кушает и никого не слушает, и слушать, судя по всему, не собирается". Да и неприлично набрасываться на радушных гостей с критикой. Но когда речь зашла о демократии, глава Российского государства заметил, что "у нас общие проблемы, и мы готовы слушать друг друга". Единственное, что, по его убеждению, абсолютно неприемлемо, "если эти инструменты будут использоваться для вмешательства в наши внутренние дела".
Прозвучавшее же в США российское предложение по ПРО кажется уже последним, что Москва может предложить Вашингтону в обмен на неразмещение элементов американской системы в Восточной Европе. И теперь действительно все зависит от американской администрации. Как подчеркнул Путин, карты сданы. Россия сдала свои козыри и ожидает честной игры от Вашингтона. Хотя, думается, на всякий случай и у той, и у другой стороны в рукаве еще припрятана пара карт, о которых все узнают в нужное время.
Кстати
Наблюдатели вспомнили о подобных переговорах двух президентов - Бориса Ельцина и Билла Клинтона. Тогда на вопрос о катастрофе в отношениях двух стран Ельцин ответил: "Вы сами катастрофа". Чем вызвал смех до слез у Клинтона.