09.07.2007 01:00
    Поделиться

    На фестивале в Карловых Варах "Простые вещи" получили 4 приза

    Российская программа на 42-м МКФ в Карловых Варах оказалась весьма сильной и заметной.

    "Простые вещи" Алексея Попогребского (игровой конкурс); "Артель" Сергея Лозницы (документальный); "Свободное плавание" Бориса Хлебникова и "Ужас, который всегда с тобой" Аркадия Яхниса (конкурс "Восток-Запад"); внеконкурсные "Эйфория" Ивана Вырыпаева, "Остров" Павла Лунгина, "Изгнание" Андрея Звягинцева, "Дневной дозор" Тимура Бекмамбетова собрали полные залы, вызвав бурные дискуссии публики и критики.

    Нашим фильмам в результате достались пять фестивальных наград. Сергея Лозницу (в каталоге его называют "классиком русского документального кино), который после показа "Артели" уехал в Вильнюс, развернули, чтобы вручить приз за лучший документальный фильм (и 5000 долларов в придачу). Остальные четыре награды достались "Простым вещам": приз за лучшую мужскую роль - Сергею Пускепалису, сыгравшему не очень счастливого анестезиолога; спецприз жюри - Леониду Броневому за роль старого актера; кроме того - приз ФИПРЕССИ и приз Экуменического жюри.

    Главный приз "Хрустальный глобус" (и 20 000 долларов) достался исландскому режиссеру Балтасару Кормакуру за триллер с расследованием, убийством и наркотиками Jar City (что-то вроде "Города банок"). Получая приз, он похвалил жюри за "правильный выбор" и отметил тот факт, что его родная страна Исландия, производящая всего пять фильмов в год, в Карловых Варах представлена тремя из этих пяти, при том, что один из них получает главный приз.

    Спецприз жюри был вручен австралийским "Везучим милям" о нелегальных эмигрантах (реж. Майкл Джеймс Роуленд). Лучшим режиссером назван норвежец Бард Брейен за "Искусство негативного мышления" - о попытке молодого человека, оказавшегося в инвалидной коляске, начать жить нормальной жизнью; лучшей актрисой - испанка Эльвира Мингес, сыгравшая в фильме Pudor (что-то вроде "Великодушия") "женщину на грани нервного срыва".

    Между тем название фильма Алексея Попогребского как нельзя больше подходит к многим конкурсным фильмам. О "простых вещах", составляющих суть жизни, много говорят художник и его садовник во французской картине "Разговор с моим садовником" Жана Бекера. Парижанин (Даниэль Отей), переехавший в деревню, где когда-то родился, нанимает садовника (Жан-Пьер Даррусен), который оказывается его однокашником. Тот учит его ценить "простые вещи" - рыбалку, цветы, человеческие отношения - и видеть мир более четко и радостно.

    Сильную человеческую историю рассказали в фильме "Площадь Спасителя" поляки Кшиштоф и Иоанна Краузе. Она проста, жизненна и очень узнаваема, особенно на постсоциалистическом пространстве. "Новые польские" надули людей, которые вложили все свои сбережения в строящийся дом. Бартек с женой и двумя сыновьями вынуждены жить с его авторитарной матерью, которая помогает, но беспрестанно попрекает куском хлеба свою невезучую невестку. Доведенная до отчаяния, брошенная мужем, который уходит от ответственности, несчастная пытается покончить с собой и с детьми.

    О "простых вещах" речь идет и в фильме чешского оскароносца Яна Сверака ("Коля") "Прием посуды", где в качестве сценариста и исполнителя главной роли выступил его отец Зденек Сверак (за свои сценарные усилия получивший спецприз жюри). Пожилой учитель, который не может больше видеть пустоту в глазах детей эпохи глобализации, уходит с работы. Но он не может жить без человеческого общения и в конце концов устраивается на работу в качестве приемщика пустых бутылок. Вокруг него тут же образуется маленький "клуб сдавальщиков бутылок", в который входят одинокие, неустроенные, неприкаянные, которым он помогает то добрым словом, то делом.

    В немецкой картине "Каргер" режиссера-дебютанта Элке Хаук жена не может на бракоразводном процессе ответить на вопрос юриста и собственного мужа: "В чем причина развода?" Как объяснить ей, что накопилась масса мелких "простых вещей", которые сделали дальнейшую совместную жизнь невозможной, несмотря на то, что ни любовь, ни влечение не ушли?

    Единственный русский прием - по поводу премьеры фильма Аркадия Яхниса "Ужас, который всегда с тобой", занявшего третью (после "Артели" и "Дозора") ступеньку в зрительском рейтинге русских фильмов, оказался еще одной милой "простой вещью", собрав большое количество друзей и поклонников российского кино. Заглянувший "на огонек" классик американского независимого кино Хэл Хартли так там и остался до конца, заведя массу русских знакомств и пообещав приехать в будущем году в Москву на кинофестиваль.

    Поделиться