10.07.2007 05:00
    Поделиться

    Минэкономразвития подготовило концепцию развития России до 2020 года

    Сегодня минэкономразвития должно передать в правительство концепцию развития России до 2020 года

    Концепция развития России до 2020 года разрабатывалась по распоряжению президента, но пока доподлинно известно о ней немногое. Минэкономразвития предпочло творить за плотно закрытыми дверями, для прессы работа была недоступна. Чиновники сначала объясняли наседавшим на них журналистам, что вариантов концепции несколько, а позже, что документ согласовывается в министерствах и ведомствах. Все это, впрочем, не помешало коллегам из тематически родственных изданий "добыть" документ и из номера в номер публиковать с комментариями его положения, а критикам, видимо, также что-то счастливо "добывших", успешно критиковать.

    Ладно, дело привычное. В конце концов президент, очевидно, не давал команды знакомить публику с текстом концепции загодя, до внесения в правительство, да еще предварительно широко ее обсуждать. А добровольно ни одно ведомство искать себе оппонентов не станет. Как-то все это у них не принято. Не оттого ли документы под названием "концепция", "программа", "стратегия" в России долго не живут. Энергетическая, например, до такой степени разошлась с жизнью, что латать ее стало бессмысленно - уже после 2003 года.

    На рубеже веков Центр стратегических разработок подготовил концепцию развития страны "под Путина", с большим временным горизонтом. Но сперва долгосрочная программа превратилась в среднесрочную, потом и вовсе исчезла из поля зрения как к чему-то обязывающий документ.

    Значит ли это, что такого рода труд не очень-то и надобен? Конечно, нет. Пространственный прогноз, где "макро" логично смыкается с "микро", где прорисовано наше место в индустриальном, научном, финансовом мире будущего, крайне необходим. В этом смысле реакция экспертного и бизнес-сообщества на распоряжение президента минэкономразвития более чем показательна. Впечатление такое, что сигнал взяться за такую программу дали не конкретному экономическому ведомству, а всем, кто давно жаждал по-крупному высказаться. Свой прогноз аж до 2030 года разработал и отправил в минэкономразвития и правительство Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН; готовится обнародовать свои взгляды на структурную политику Ассоциация независимых центров экономического анализа; вся в работе над промышленной политикой "Деловая Россия"; провело презентацию своей долгосрочной стратегии Вольное экономическое общество... На днях в редакции раздался телефонный звонок: "Наш центр сейчас занимается стратегией развития страны, вы бы не могли взять у меня интервью?" - "Это к Грефу, он делает то же самое". - "Не надо меня сталкивать с Грефом, по работе мы пересекаемся, но я с ними не согласен". Если единоверцы не могут найти общего языка, то что уж тут говорить об экономистах с разной группой крови.

    Две вещи определяют "сторонний" интерес к задаче, решаемой экономическим ведомством. Долгосрочность будущей концепции: тринадцать лет, три президентских и парламентских срока - это более чем солидный кусок в жизни страны. И момент, когда она поставлена: завершается очередной политический цикл, что делает неизбежными коррективы в экономической политике.

    В развитых демократиях они более или менее предсказуемы, поскольку обычно новый президент вступает в должность с программой, с которой шел на выборы, которую отстоял в предвыборных дебатах, отшлифовал в схватках с оппонентами, которую, наконец, обещал выполнять избирателям. У нас пока получается по-другому: программы нарабатываются тогда, когда глава государства уже при кресле и срочно нужны "предложения". А то и вовсе, как это случилось нынче, когда он собирается его покинуть.

    Конечно, будущий президент может позволить себе просто-напросто проигнорировать "чужую" концепцию, но ведь нельзя исключить и обратного. Что документ этот станет той базой, на которой будет зиждиться все дальнейшее экономическое строительство. Это и еще отсутствие возможности выговориться, изложить свое видение экономической перспективы в диалоге с людьми, которые хоть что-то сегодня решают во власти, и подвигло многих экономистов-профессионалов сесть за компьютер, хотя зачастую никто сверху их об этом не просил.

    Нельзя сказать, что власть и ее заочные оппоненты не имели никаких контактов. Темпераментный обмен мнениями или, точнее, программами разного калибра и веса состоялся, например, недавно в РИО-Центре. На встрече, к слову, присутствовал замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов (что в свете вышесказанного делает ему честь). Но глубокого разбора министерского варианта не было и, насколько можно было понять, не предполагалось: для этого по крайней мере надо было иметь перед глазами его полный текст.

    - В один прекрасный день готовая концепция выскочит как черт из табакерки и мы, как всегда, будем только хлопать глазами, - мрачно предсказал, глядя на все это, один из экспертов.

    Понятно, что документ такого масштаба не может и не должен быть кабинетным рукомеслом. Участие экспертного сообщества, его заключение, предложения - все это чрезвычайно важно, снобизм здесь абсолютно неуместен.

    - К началу нового политического цикла пройдет почти десять лет со времени дефолта, - замечает экономист Михаил Субботин. Тогда кабинет Евгения Примакова был вынужден заниматься свалившимися на него проблемами с ходу, без раскачки. Новый премьер сразу попросил: "Все идеи, все соображения, все наработки - на стол!" И мы увидели, как на наших глазах стали решаться вопросы, годами считавшиеся неподъемными.

    Допускаю, что Примакову в отличие от нынешних концептуалистов в чем-то было даже полегче - по крайней мере все проблемы на виду, это вам не далекий 2020 год прописывать (если без халтуры, всерьез). "Тут в чем еще сложность? - размышляет банковский аналитик Георгий Скворцов. - Все мы дети своего времени, все мы кому-то служим. Оторваться от принятой доктрины нынешним чиновникам ни за что не дадут даже в долгосрочных разработках. А может, в том и гвоздь, чтобы оторваться?"

    Если власть готова обсуждать с экспертным сообществом "длинные" документы, то возникает букет новых вопросов: на каком этапе это лучше делать, что должно служить первоосновой будущей концепции, кто эту первооснову должен подготовить? "Все это абсолютно непроработанный пласт, - замечает аналитик Сергей Волчатый, - процедуры принятия решений такого рода не продуманы и нигде законодательно не закреплены".

    Поделиться