- Борис Юрьевич, долгожданный закон о малом и среднем бизнесе наконец принят...
- Бизнес внутри себя давно разобрался, кто большой, а кто маленький. Чаще всего это зависит даже не от размера капитала, а от масштаба личности руководителя. Можно и впятером сотворить целую бизнес-империю. Либо с многотысячным персоналом угробить дело.
Новый закон, конечно же, нужен и очень важен. Однако бизнес в России все равно будет развиваться - процесс-то необратим. Другая сторона медали: быстрее или медленнее произойдут необходимые перемены.
- В чем вы их видите?
- До сих пор до 40 процентов рабочих мест в производственном и непроизводственном секторах остаются за государством. Как правило, это низкооплачиваемые, неэффективные, незаинтересованные в результатах труда работники. Надо дать им соответствующую мотивацию, и они наверняка изменят свое отношение к обязанностям.
Такое посильно только бизнесу, который уже сегодня готов платить квалифицированному и добросовестному "кадру" больше, чем самому себе.
- Ваша организация почему-то ассоциируется со средним бизнесом. Как вы представляете себе его параметры?
- Мягко говоря, такая ассоциация неверна. У нас другая точка отсчета.
"Деловая Россия" является одной из ведущих организаций, представляющих интересы нового поколения российского бизнеса. Поколения, которое объединяет в своих рядах сотни тысяч малых, средних и крупных предприятий, работающих в машиностроении, химической промышленности, строительстве, транспорте, агропромышленном комплексе, сфере услуг и других несырьевых секторах экономики. Наши единомышленники ориентированы в основном на внутренний рынок, на создание новых рабочих мест в стране.
До сих пор условия нашего развития, в особенности по уровню доходности, степени доступности к инвестиционному капиталу и трудовым ресурсам, значительно отличаются от имеющихся у сверхкрупных сырьевых компаний. На наш взгляд, такая ситуация приводит к тяжелым для экономики страны последствиям: сильной зависимости от доходов, получаемых от экспорта сырья, высокому уровню монополизации производства, недостаточному развитию конкурентной среды, слабости социальной сферы.
Увы, Россия продолжает развиваться как страна сверхкрупного и, в основном, сырьевого капитала. Мы же считаем, что главный потенциал устойчивого развития лежит не только и не столько в развитии магнатов, сколько в создании диверсифицированной и основанной на здоровой конкуренции современной экономики.
- Ну и что? Собрались вы, поговорили, выпустили пар...
- Результаты есть. Мы далеки от мысли, что кроме нас никто не радеет о стране. Итоги 2006 года и показатели первого квартала 2007 года убедительно показывают, что российская экономика быстро развивается, в ее структуре начинают происходить положительные качественные изменения: налицо рост реальных денежных доходов населения, который ведет к нарастанию спроса со стороны домашних хозяйств, увеличиваются темпы роста инвестиций в основной капитал. В первом квартале 2007 года, впервые с 2003 года, наблюдались опережающие темпы роста промышленного производства по сравнению с темпами роста ВВП.
- Не будь вас?
- Было бы то же самое. Но не так быстро и зримо. Мы стараемся найти те точки, воздействие на которые даст результат, ожидаемый всем обществом.
К примеру, стала очевидной зависимость экономики от доходов, получаемых от экспорта сырья. Не развивается конкурентная среда. Отстает от современных требований система социального обеспечения.
- На ваш взгляд, Россия продолжает развиваться как страна сверхкрупного и в основном сырьевого капитала?
- Да, это так. Среди факторов, сдерживающих развитие перерабатывающего сектора и свободного конкурентного рынка, на первый план возвращаются факторы экономического характера, и прежде всего высокий уровень налоговой нагрузки, дефицит трудовых ресурсов, недостаток доступного инвестиционного капитала.
По всем этим позициям выгоднее работать у естественного или "неестественного" монополиста, чем на нормальном производстве.
- Что же в этом плохого?
- Судите сами. Стратегией правительства в 2006 году стало выстраивание политики "умеренного роста", нашедшей отражение в среднесрочном прогнозе развития экономики на 2008-2010 годы и принятом Государственной Думой трехлетнем бюджете. Такая политика стала результатом компромисса между двумя точками зрения о путях дальнейшего развития экономики России: между сторонниками продолжения проводимой в прошлом политики приоритета "макроэкономической стабилизации" и приверженцами идеи "динамичного экономического роста".
"Деловая Россия" нацелена именно на рост. Однако мы видим, что темпы, предлагаемые правительством в 2008-2010 годах, закрепляют отсталость российской экономики и социальной сферы, делают перспективу развития нестабильной, не обеспечивают сравнимый с развитыми странами уровень жизни, повышают вероятность техногенных кризисов и ставят под угрозу национальный суверенитет и единство территории страны. Об этом я буду говорить на форуме. России нужен переход от приоритета макроэкономической стабилизации к приоритету достижения долгосрочных целей развития на основе роста экономики.
- Какие для этого есть основания?
- Бездонный внутренний рынок. Потенциал роста и диверсификации российской экономики значительно больше, чем считает экономический блок правительства. Суть состоит в переориентации значительной части внутреннего потребительского и промышленного спроса с растущего импорта на продукцию отечественного перерабатывающего сектора, снятии барьеров на пути несырьевого бизнеса, который может эффективно развиваться только в условиях конкурентного рынка.
Для достижения этой задачи необходимо, с учетом характерных для России национальных особенностей, выбрать в качестве базовой модели развития российской экономики модель "социально-ориентированного рынка".
- Что "сей сон" значит?
- Внутренний рынок должен стать катализатором спроса на отечественные товары. В данной модели бизнес выступает локомотивом создания новых рабочих мест и за счет налоговых отчислений - социальной защиты нетрудоспособного населения.
Построение эффективной рыночной социальной модели видится следующим образом. Превращение внутреннего спроса в основной ресурс роста экономики. Развитие системы социальной защиты для экономически неактивного населения и вовлечение основной массы российских граждан в рыночные отношения. Развитие социальных рыночных институтов пенсионной системы, систем социального страхования, образования и здравоохранения, развитие системы независимых профсоюзов, стимулирование благотворительности.
Далее. Создание условий для развития полноценного свободного конкурентного рынка: демонополизация, стимулирование рыночной конкуренции и поощрение предпринимательской инициативы; повышение правовой и политической защищенности отечественных производителей. Создание благоприятных экономических условий для развития бизнеса: снижение налоговой нагрузки и защита национального бизнеса от недобросовестной конкуренции извне, помощь российскому бизнесу в обеспечении доступным инвестиционным капиталом.
- Что бы вы могли предложить для обсуждения на форуме?
- Весь список проблем позвольте не оглашать. Он весьма обширен и еще может пополниться.
Остановлюсь, как представляется, на очевидном. Во-первых, необходимо продлить действие и совершенствовать организационную структуру доказавших свою эффективность национальных проектов, постепенно реструктуризировать их отдельные направления в форму частно-государственных фондов целевого капитала под управлением независимого общественного совета и профессиональных управляющих компаний. Во-вторых, снизить налоговую нагрузку с современных 55 до 30-35 процентов посредством реализации комплекса мер. Например, переход к прямому способу начисления НДС. Снижение ставки этого налога до 12 процентов вполне возможно. Понижение ставки единого социального налога до 12 процентов с одновременной отменой регрессивной шкалы по его уплате - устранение льгот для богатых. В дальнейшем - возвращение от налоговой (за счет ЕСН) к страховым формам пополнения Пенсионного фонда и фондов социального страхования. До этого момента - покрытие дефицита указанных фондов за счет бюджета РФ.
Реально вполовину уменьшить налог на прибыль, реинвестированную в развитие производства, в том числе на покупку иностранных компаний и технологий.
В-третьих, целесообразно со стороны государства облегчить получение бизнесом инвестиционных ресурсов. В частности, на период стимулирования ускоренного экономического роста установить ставки по инструментам рефинансирования Центробанка ниже, чем уровень инфляции. Расширить список активов, принимаемых в качестве обеспечения, создать пулы взаимного гарантирования. В обеспечение предлагается принимать акции и облигации самих банков.
В-четвертых, было бы полезно стимулирование развития первоначального и среднего профессионально-технического образования, в том числе разрешение вычета из налогооблагаемой базы налога на прибыль половины затрат компаний (но не более 10 процентов от прибыли до уплаты налогов) на обучение специалистов в лицензированных учебных заведениях.
И, наконец, а вернее, самое главное, пора приступить к реализации стратегии инновационно-промышленной политики. Определить основные сектора экономики, развитие которых будет способствовать капитализации конкурентных преимуществ России и окажет наибольший кумулятивный эффект на развитие экономики. При реализации промышленной политики использовать принципы "проектного управления", направлять инвестиции в выработанные в рамках промышленной политики отрасли, сектора, проекты.