11.07.2007 03:10
    Поделиться

    Пакистанская армия захватила "Красную мечеть"

    В Пакистане армия вошла в захваченную исламистами мечеть. Есть жертвы
    Во вторник спецподразделения пакистанской армии весь день вели штурм  "Красной мечети" (Лал Масджид) в Исламабаде, где уже около недели укрываются радикальные студенты-исламисты.

    Операция осложнялась тем, что внутри религиозного комплекса находились несколько сотен женщин и детей, которых экстремисты использовали в качестве живого щита. Спецоперация началась около четырех часов утра, когда прозвучала серия мощных взрывов, разрушивших часть внешней стены здания. После этого спецназ пакистанской армии с трех сторон пошел на штурм мечети. Военное командование Пакистана собиралось быстро и с минимальными потерями провести операцию "Тишина". Однако уже сейчас ясно, что человеческих жертв избежать не удалось. Вместе с тем, как продолжает заявлять официальный представитель министерства обороны Пакистана генерал-майор Вахид Аршад: "Все, кто добровольно сдадутся, будут арестованы, остальные - уничтожены".

    На момент подписания номера под контролем правительственных сил находилось около 70 процентов территории комплекса. Войска контролировали крышу и внутренние помещения. Спецназу удалось обнаружить укрытие лидера боевиков, однако сдаваться тот по-прежнему отказывается.

    Как сообщил генерал-майор Аршад, "мы настойчиво предлагаем лидерам религиозных экстремистов прекратить сопротивление и обещаем, что в этом случае с ними ничего не случится". В то же время большая часть женщин и детей, предположительно находящихся у боевиков, пока не обнаружена.

    Военные полагают, что основная часть экстремистов ушла в многочисленные подвальные помещения, где забаррикадировалась и выставила перед собой заложников, которых может оказаться не менее 150 человек. Часть боевиков ведет огонь из пристроек, с минаретов, из подвальных помещений. Военные постоянно натыкаются на хорошо оборудованные огневые точки. Власти всерьез опасаются появления террористов-смертников как внутри, так и за пределами оцепления.

    Вся территория вокруг мечети и прилегающего комплекса заминирована, что дополнительно осложняет продвижение правительственных сил. В одном из медресе для девушек, примыкающих к мечети, начался сильный пожар, возникший при разминировании здания. Территория вокруг комплекса зданий "Красной мечети" оцеплена войсками, доступ к месту боевых действий для журналистов запрещен. Из района, где расположена мечеть, были эвакуированы местные жители.

    Очевидцы говорят об интенсивной перестрелке, которая предшествовала началу штурма "Красной мечети". Агентство Франс Пресс сообщает, что внутри учебного комплекса "повсюду трупы". Освобождена лишь небольшая часть заложников - из здания выведены порядка 20 женщин и 27 детей. Спецподразделения сталкиваются с отчаянным сопротивлением со стороны экстремистов, которые используют стрелковое оружие, гранатометы, гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

    Всего спецназу удалось уничтожить около 50 боевиков, потеряв при этом 8 солдат убитыми и 30 ранеными. По сообщениям ряда телеканалов, среди убитых находится мать главаря экстремистов. Правда, официальный представитель министерства обороны признал, что и эти данные носят предварительный характер. По-прежнему отсутствуют сведения о возможных потерях среди заложников. Известно лишь, что в ходе недельного противостояния у "Красной мечети" погибли более 20 человек, в том числе высокопоставленный армейский офицер.

    Решение о штурме было принято властями после провала переговоров, продолжавшихся до последнего момента, и получения сведений о том, что главари экстремистов начали убивать заложников. Государство в ходе переговорного процесса согласилось удовлетворить часть требований боевиков.

    В частности, им обещали предоставить свободный коридор для выхода из мечети, а также дали гарантии, что их не будут преследовать в судебном порядке. Однако защитники "Красной мечети" наотрез отказались от мирных предложений. Как заявил их глава Абдул Рашид Гази, "он предпочитает пойти на самопожертвование, которое может послужить толчком к исламской революции". Бывший премьер-министр Пакистана Чаудри Шуджаат Хусейн, принимавший участие в переговорах, заявил, что крайне разочарован позицией боевиков.

    До самого начала военной операции приводились разные данные о количестве вооруженных людей, засевших внутри учебного заведения. По заявлению Абдула Гази, вместе с ним находятся около 1800 человек. По оценкам властей, армии и спецназу противостоят от 200 до 500 боевиков, большинство которых очень хорошо подготовлено и вооружено. Основное боевое ядро, по мнению спецслужб, состоит из 50-60 бойцов, связанных с движением "Талибан" и "Аль-Каидой".

    В настоящий момент можно vконстатировать, что план операции в целом заметно осложнился. Военным не удалось выполнить своего обещания о проведении быстрого штурма. По оценкам экспертов, затягивание операции серьезно осложняет позиции действующего главы Пакистана Мушаррафа.

    Ведь, как известно, засевшие в мечети боевики пользуются определенной поддержкой у радикально настроенной части населения страны. И любая неудача при штурме, а тем более возможная гибель большинства заложников способны сыграть роль детонатора в и без того неспокойной обстановке в Пакистане.

    Штурм "Красной мечети"

       мнение

    Пакистанский треугольник

    Евгений Примаков, академик, президент Торгово-промышленной палаты России:

    - Я бы рассматривал события в этой стране с точки зрения борьбы трех сил. С одной стороны, это военные, которые стоят у власти во главе с президентом Мушаррафом. Вторая сила - гражданская, возглавляемая бывшим премьер-министром Бхутто. И третья - это исламисты. В том числе и экстремистски настроенные исламисты. Борьба этих трех сил, если говорить в общем, приводит к прогрессирующей дестабилизации обстановки. Вот что очень опасно. Я бы сказал, что этот процесс дестабилизации прогрессирует. И в этих условиях возможно любое, самое непредсказуемое развитие ситуации в Пакистане.

    Не исключен приход экстремистских сил к власти в стране, которая уже обладает ядерным оружием. Некоторые говорят, что ничего страшного, средств доставкиф нет. Средств доставки нет для того, чтобы дотянуться, может быть, до американского континента. Но средств доставки достаточно для того, чтобы угрожать соседям. Это действительно очень опасная ситуация.

    Сегодня мы завороженно смотрим на Иран, в котором не принято, я уверен в этом, не принято еще политического решения для создания ядерного оружия. Иран, с моей точки зрения, пытается достичь такого уровня, когда он сможет создать ядерное оружие, если, конечно, будет политическое решение на этот счет. Иран хочет играть на этом и становиться равным со всеми, не создавая пока ядерного оружия. Но имея возможность его создать в будущем, когда он этого захочет.

    В Пакистане положение другое. В Пакистане уже есть ядерное оружие. И неизвестно, в чьих руках оно окажется. Если еще к этому прибавить, что пакистанская военная разведка создавала в свое время талибан и участвовала в создании "Аль-Каиды", то положение еще больше усугубляется.

    Поделиться