11.07.2007 00:00
    Поделиться

    Треть сел Алтайского края находятся в "черном списке" МЧС

    МЧС России опубликовало очередной "черный список". В него вошли села, к которым, случись там возгорание, пожарные расчеты не успеют подъехать. Разве что на пепелище. В зону риска попала треть территории края.

    В регионах Сибирского федерального округа ситуация не лучше. 600 сел Алтайского края находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарного расчета (12 километров). До многих сел пожарным ехать 30-40 километров. В зоне пожарного риска проживают больше 300 тысяч человек. В соседней Республике Алтай - схожая ситуация. Там за пределами нормативного радиуса находятся почти 170 деревень, в которых проживают около 80 тысяч человек (из 250 тысяч жителей республики). Между тем, по данным краевого управления МЧС, большинство пожаров приходится именно на жилой сектор.

    Корреспондент "РГ" встретился с первым заместителем начальника главного управления МЧС России по Алтайскому краю полковником Игорем Лисиным.

    Российская газета | Игорь Николаевич, как же быть с противопожарной безопасностью 600 сел из "черного списка"? Получается, ликвидация пожаров - дело рук самих селян?

    Игорь Лисин | Полномочия органов местного самоуправления определены российским законодательством. В том числе в сфере защиты населения от пожаров. На местную власть возложены полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений. Об этом сказано в законе Алтайского края "О пожарной безопасности". Комплекс мер включает агитацию и пропаганду, уборку территорий от мусора, обеспечение населенных пунктов источниками противопожарного водоснабжения - водонапорными башнями, пожарными гидрантами, водоемами, пирсами. Закрепление первичного инвентаря за жителями села - багров, лопат, топоров - тоже забота местного главы. Законодательно предусмотрено также участие населения в тушении пожара - создание добровольных пожарных дружин. Их в крае на сегодня действует 529 с общим числом дружинников 1815.

    РГ | Их кто-нибудь контролирует, обучает?

    Лисин | Вопросы, связанные с обеспечением первичных мер пожарной безопасности, контролирует госпожнадзор. Населенные пункты закреплены за специалистами. Но есть проблема, которую нельзя не учитывать. Это, конечно же, недостаточное финансирование муниципалитетов, в том числе в части организации в селах системы пожарной безопасности. По оценкам работавшей в крае комиссии по линии Администрации президента РФ, полномочий на регион возложено в 48 раз больше, чем можно подкрепить финансовыми ресурсами, которыми регион располагает. Я недавно разговаривал с главой села Озерки Тальменского района. Там выделяется на пожарную безопасность на порядок меньше, чем требуется. Большего не позволяет бюджет этого сельского поселения. И так - везде.

    Но есть и хорошие примеры. В Новоалтайске создана муниципальная аварийно-спасательная пожарная служба. Финансируется она из средств городского бюджета, хотя и там их недостаточно. Вообще сегодня многие главы начинают более ответственно относиться к вопросам пожарной безопасности. Все чаще звонят в управление, спрашивают, где взять пожарную технику, где обучать добровольцев. Сегодня у меня состоялся разговор с главой Алейского района о создании еще одного пожарного подразделения в селе Уржум. Намерения главы серьезные, будем помогать.

    РГ | Есть ли в крае разрешенная законом частная пожарная охрана?

    Лисин | Де-факто - да, существует. Но де-юре ее как бы нет, так как для этого вида деятельности нужна лицензия. Но чтобы ее получить, требуется подготовить большой пакет документов - да много чего нужно сделать! Руководители предприятий уходят от этих сложностей, объявляя свою пожарную охрану добровольной. Ей лицензии не нужны.

    РГ | Стало быть, ведомственная охрана, добровольная она или частная, обслуживает только свое предприятие...

    Лисин | Это не так. В крае действует региональный план привлечения сил и средств всех пожарных подразделений, действующих на территории края независимо от того, государственное оно или частное. И если возникла такая необходимость - в дополнительной машине или это подразделение самое ближайшее к месту пожара, - выезд на тушение не обсуждается. Центр управления силами с каждым подразделением держит постоянную связь, в суточном режиме проверяется степень их боеготовности. Мы знаем, сколько сегодня пожарных машин на ходу, сколько в ремонте.

    РГ | Но сотни сел как были вне "радиуса выезда пожарного расчета", так и остаются. Можно ли как-то изменить ситуацию к лучшему?

    Лисин | Необходимо законодательно закрепить за поселениями полномочия по созданию подразделений муниципальной пожарной охраны. Сегодня эти полномочия сформулированы нечетко. Это позволяет некоторым главам не заниматься вопросами пожарной безопасности, объясняя свое бездействие отсутствием средств в бюджете. И мы не можем с них спросить за то, что они не содержат пожарную часть. Полномочия по тушению пожаров закреплены сегодня только за субъектом Федерации. Но если государство наделит полномочиями каждое поселение, оно должно будет и финансирование обеспечить. Кроме того, не лишне будет предусмотреть налоговые льготы для муниципальных образований, создавших пожарную охрану.

    Алтайский край весьма специфичен. У нас самое большое после Татарстана количество сельских поселений. Среди них много совсем небольших и по численности населения, и по финансовым возможностям, естественно, слабых. Без государственной поддержки вопросы пожарной безопасности этих сел, думаю, не решить.

    Но я хотел бы акцентировать внимание вот на каком аспекте. Пожарные, как известно, выезжают по вызову. Чем раньше он поступит от очевидцев пожара, тем быстрее пожар будет потушен, люди спасены, а материальные ценности сохранены. Но все дело в том, что очевидцы не спешат звонить. Только один пример, апрельский: в бийской пятиэтажке в одной из квартир произошел пожар, в котором погибли пять человек. Это случилось вечером. Сообщения о возгорании стали поступать с большим опозданием. Я заметил: люди начинают звонить в пожарную охрану не тогда, когда заметят возгорание, а когда им самим станет от него некомфортно.

    Звонить нужно немедленно! Не стоит опасаться того, что вызов может оказаться ложным. Главное для нас - максимально быстро ликвидировать опасность.

    компетентно

    Сергей Химочка, начальник управления администрации края по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе:

    - В крае предусмотрены средства на организацию пожарной безопасности социальных объектов - школ, больниц. На установку там сигнализации ежегодно выделяется 150-200 тысяч рублей. Такие суммы, конечно, нас не могут удовлетворять.

    Хотелось, чтобы местная власть заняла более твердую позицию в организации системы пожаротушения. Нет средств на приобретение пожарной машины? В таком случае надо налаживать контакты с отраслевыми службами пожаротушения. Например, с лесниками, у них хороший парк спецтехники, квалифицированные специалисты. Лесные пожарные всегда готовы помочь. Руководство села может ведь заключить соглашение о взаимопомощи, предоставлять лесникам взамен то, что есть - тракторы, водовозки. Свой пожарный расчет в каждом поселении едва ли в обозримом будущем появится. Основные усилия местная власть должна сосредоточить на профилактической работе.

    Даниил Бессарабов, председатель комитета крайсовета по законности, правопорядку и защите прав граждан:

    - В этом году депутаты направляли в администрацию края письмо с предложением увеличить расходы на пожарную безопасность. Нам ответили, что возможности увеличения финансирования нет.

    В крае 1596 муниципальных образований, из них подразделениями пожарной охраны прикрыто 1094 населенных пункта. Это 68,5 процента. Кроме того, что пожарная служба организована не везде, многие сельхозпредприятия разваливаются, банкротятся. И содержание техники в этих селах становится невозможным. Она или не ремонтируется, или распродается. В итоге оперативные мероприятия по пожаротушению в этих населенных пунктах оказываются невозможны.

    Поделиться