11.07.2007 00:00
    Поделиться

    Роспотребнадзор вступился за незадачливых пользователей кредитками

    Нижегородское территориальное управление Роспотребнадзора решило заступиться за заемщиков и потребовать от банков четкого исполнения законодательства при выдаче потребительских кредитов и кредитных карт.

    Потребительское кредитование является одним из самых динамичных секторов банковской деятельности. Люди занимают у банков на покупку квартир, машин, мебели, бытовой техники. Так, по данным главного управления Центрального банка по Нижегородской области, на 1 января 2007 года объем кредитов физическим лицам составил 41,85 миллиарда рублей.

    Но нередко оказывается так, что, взяв кредит на одну сумму, заемщик оказывается должен банку значительно больше, чем изначально ему заявляли. Виной тому невнимательность и юридическая неграмотность населения, с одной стороны, и использование банками пробелов в законодательстве - с другой.

    С начала года в управление Роспотребнадзора поступило уже двадцать шесть жалоб на действия банков от жителей Нижегородской области. Например, многие недовольны тем, что сроки оплаты кредита банки считают не с того дня, когда была произведена плата, а с того момента, когда средства зачисляются на банковский счет. В связи с этим многие нижегородцы сталкиваются со штрафами. "Просроченный" день в некоторых кредитных организациях стоит от трехсот до восьмисот рублей.

    Наибольшее количество обращений связано с деятельностью печально известного банка, который активно рассылает по почте свои кредитные карты. Активировать ее можно и по телефону, да и условия озвучивается очень выгодные, в результате чего многие начинают использовать этот, на первый взгляд, выгодный и удобный финансовый инструмент. И лишь спустя несколько месяцев, когда им приходит извещение об астрономической сумме долга, они понимают, каковы реальные условия пользования картой. Несмотря на то что специалисты со страниц газет и экранов телевизоров объясняют, в чем подвох, и втолковывают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, число жертв этого банка растет. Причем преимущественно это люди, относящиеся не к самым обеспеченным слоям населения и не очень разбирающиеся в хитросплетениях юридических договоров. В результате только постфактум они узнают о реальной процентной ставке, плате по открытию и обслуживанию счета, штрафах и комиссиях.

    С 1 июля согласно закону банки обязаны показывать эффективную, то есть реальную, ставку за пользование кредитом. А пока Роспотребнадзор решил помочь тем, кто уже увяз в долгах по вине недобросовестных банков. В настоящее время ведется административное расследование по нарушениям в нескольких кредитно-финансовых учреждениях. Рассмотрение протоколов назначено на 16 и 17 июля. А 21 июня управление обратилось с иском в областной арбитражный суд на нижегородский филиал известного банка - контролеры выявили случаи нарушения Гражданского кодекса, когда банк при предоставлении кредита не заключал письменный договор, а довольствовался заявкой от заемщика. В свою очередь банки Нижнего Новгорода не согласны с претензиями и намерены обжаловать их в суде.

    Компетентно

    Светлана Назаркина, заместитель начальника отдела нижегородского управления Роспотребнадзора:

    - В управление поступает множество вариаций жалоб, но все сводится к одному: люди должны банку и они не понимают почему, ведь при оформлении кредита данные условия не обсуждались. Недавно женщина принесла договор, распечатанный шрифтом, значительное более мелким, чем положено по стандарту, - это очень серьезное нарушение. Представьте себе, как можно читать этот договор в полутемном магазине, без нормального освещения и подручных средств типа увеличительного стекла. Есть ситуация, когда заемщик, погашая кредит, не доплатил одну копейку банку. После чего ему стали начислять пени, которые росли от ста рублей в месяц до 800 в день.

    Олег Тимофеев, директор нижегородского представительства юридической компаний:

    - Не стоит торопиться с принятием решения о заключении кредитного договора. Есть смысл узнать об аналогичных предложениях по потребительскому кредитованию в других банках. Конкуренция в банковских системах существует, и уже есть реальные банковские продукты, которые можно приобрести на приемлемых условиях. С первого июля текущего года заемщик уже на законных основаниях вправе требовать при заключении договора доведения до него информации об эффективной кредитной ставке. При этом представители банка обязаны предоставить методику расчета этой ЭКС. Необходимо внимательно изучить условия договора. Понятно, что внести изменения в договор по инициативе рядового заемщика не удастся, но можно в случае неадекватной информации в договоре отказаться от его подписания.

    Поделиться