11.07.2007 07:00
    Поделиться

    В Иваново стартовал первый фестиваль памяти Андрея Тарковского

    В Ивановской области проходит 1 Международный кинофестиваль "Зеркало", посвященный Андрею Тарковскому. Корреспондент "РГ" поинтересовался мнением о нем гостей и творческих руководителей фестиваля.

     

    Олег Янковскийнародный артист СССР, президент фестиваля "Кинотавр":

    - Когда в начале 1990-х мы с Марком Рудинштейном затевали сочинский "Кинотавр", цель была одна - доказать, что российское кино еще живо, не умерло окончательно. Теперь ситуация иная. В кино пошли деньги. Оно опять становится высокодоходной отраслью. И кинофестивалей, соответственно, появилось множество. Но ни у нас, ни на Западе нет фестиваля тонкого лабораторного кино. Авторского, как его чаще называют, - такого, какое снимал Тарковский. В этом смысле авторов идеи ивановского "Зеркала" я благодарю за дерзость. Думаю, что сюда, в Иваново, будут с удовольствием приезжать не только режиссеры и актеры, но и кинокритики на симпозиумы. Будут спорить о том, каким сегодня должно быть кино. Могут ли блокбастеры и авторские картины дополнять друг друга? Повторяю: эта ниша сегодня в мире не занята. "Зеркало" ее должно заполнить. И заполнить по возможности интересно. Поэтому и я сегодня здесь.

    Инна Чурикова, народная артистка СССР, президент кинофестиваля "Зеркало":

    - Лично у меня был опыт работы с Тарковским только на сцене театра: он ставил, как вы знаете, у нас в "Ленкоме" "Гамлета", где главную роль играл Анатолий Солоницын, Гертруду - Маргарита Терехова, а я, грешная, - Офелию. Те месяцы творчества незабываемы. Но как режиссер, конечно, он абсолютно уникален в искусстве кино, потому что жил, как снимал. А снимал, как жил. У него все было в полноценном равенстве - человек, дерево, небо. Все наполнено какой-то божьей красотой. Божьим смыслом.

    РГ | А вас не смущает, Инна Михайловна, что фестиваль проходит в провинции, очень далекой от "киношного" мира?

    Инна Чурикова | Наоборот, именно это мне в ивановском "Зеркале" и нравится больше всего. Люди, живущие вдали от столиц, гораздо более естественны, чем мы. Более глубоки, сердечны, прямодушны. И мне страшно интересно видеть их реакцию на фильмы вообще и авторские - в особенности.

    Николай Бурляевнародный артист России, президент международного кинофорума "Золотой витязь":

    - На свой кинофорум я трижды приглашал Тео Ангелопулоса в качестве председателя жюри (а "Золотой витязь", между прочим, крупнейший кинофестиваль Европы, где побеждали в том числе и фильмы этого выдающегося режиссера). И трижды у него находились причины не приехать. А в Иваново, смотрите, явился по первому зову. Это очень о многом, мне кажется, говорит. То же самое - с Вадимом Ивановичем Юсовым, любимым оператором Тарковского. И лично для меня участие этих двух людей в жюри - абсолютная гарантия качества. Если они не увидят на ивановском экране фильма, достойного памяти Андрея Арсеньевича, думаю, что и главного приза никому не вручат.

    Вадим Юсов, народный артист России, оператор фильмов А. Тарковского "Каток и скрипка", "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Солярис":

    - Наконец-то я дождался общественного признания этого художника. С радостью вспоминаю годы молодости, когда мне было 30 с небольшим, а рядом работали ТАКИЕ мастера...

    Каким, вы спрашиваете, должен быть фестиваль памяти Тарковского? Правильного кино, какое снимал Андрей. То есть кино, в котором имеются идея, мысль. И соответствующая пластика экрана.

    РГ | А сегодня в кинотеатрах вы этого не видите?

    Вадим Юсов | В сегодняшних фильмах преобладает развлекательная сторона. А нужно, чтобы фильмы заставляли человека думать. И давали какой-то положительный пример. Впрочем, это относится и к литературе, живописи - всем видам искусств.

    РГ | Вадим Иванович, а вы без сомнений согласились стать членом жюри здесь, в Иванове?

    Вадим Юсов | Без. Абсолютно! Потому что это касается Тарковского, чья память мне очень дорога.

    Тео Ангелопулоспредседатель жюри кинофестиваля "Зеркало", кинорежиссер (Греция):

    - Когда я встречался с Андреем Тарковским в Риме, меня очень удивило его одиночество. Может быть, я не совсем понял его. Но, как и у многих тогда, у меня была социалистическая мечта. Мы глубоко верили другому миру. И вдруг у человека из этого лучшего мира - такое разочарование. Потом и мы его пережили - весьма болезненно. Но и одиночества, увы, стало в мире больше, потому что нет, я считаю, точки отсчета. К кому мы обращаемся? С кем разговариваем? На каком уровне? Поездив по России, я стал лучше понимать наследие Тарковского. Оно помогает мне находить ответы на эти самые главные вопросы. А фестиваль? Пусть он будет началом иного кинематографа, чем тот, что предлагает потребительское общество. Кинематографа, который говорит о самом высоком уровне нашей гармонии. О том, что нас радует в повседневности.

    Поделиться