В частности, речь идет о строительстве третьего блока атомной электростанции "Ангра", которое было заморожено в 1986 году. Кроме того, бразильский лидер заявил, что в ближайшее время государство может приступить и к созданию собственной атомной подводной лодки.
"Если в прежние годы у нас наблюдались проблемы с финансированием, то впредь таких проблем не будет, - обещал Лула да Силва. - Этот проект, с одной стороны, поможет нам решить проблему нехватки электроэнергии, а с другой - позволит Бразилии войти в элитный клуб держав, которые освоили полный цикл обогащения урана. Я думаю, что тогда нас будут больше уважать и ценить как нацию, как державу", - добавил глава государства.
В настоящее время в Бразилии уже действует завод по обогащению урана, расположенный в городе Ресенде, и два блока АЭС - Ангра-1 и Ангра-2. Однако вышеупомянутый завод обеспечивает потребности электростанций в обогащенном уране лишь на 60 процентов. Остальное количество топлива для АЭС Бразилия закупает в Европе. При этом руководство страны уверено: строительство Ангры-3 сделает переход на обогащенный уран "отечественного" производства коммерчески оправданным и позволит сэкономить миллиарды долларов.
Примечательно, что Запад, который столь настороженно относится к планам Ирана развивать ядерную энергетику, заявление бразильского президента воспринял как нечто самой собой разумеющееся. Хотя многие эксперты сегодня признают: грань между обогащением урана для мирных целей и для военных нужд весьма тонкая.
Кстати, у МАГАТЭ к Бразилии остается не меньше вопросов, чем, скажем, к руководству Ирана. Достаточно вспомнить, что правительство Лулы да Силва в течение двух лет не допускало представителей агентства на ядерные объекты. Власти ссылались на то, что бразильские ученые якобы разработали передовую технологию обогащения урана, которая в 25 раз эффективнее, чем технологии, которые применяются в других странах. А инспекторы МАГАТЭ теоретически могут узнать эти промышленные секреты.
Проблема была решена только год назад при довольно странных обстоятельствах. То ли МАГАТЭ все же допустили на часть объектов, то ли бразильцы дали "честное слово", что не будут создавать ядерную бомбу, тем более что соответствующий запрет прописан в их конституции, но завод по обогащению урана в Бразилии был благополучно сдан в эксплуатацию.
Что скрывается за столь благожелательным отношением к Бразилии? Молчаливое одобрение ядерных инициатив президента да Силвы может свидетельствовать лишь об одном: его страну уже сегодня считают неотъемлемой частью западного мира.
В начале июля в Лиссабоне Бразилия и Евросоюз подписали договор о стратегическом партнерстве. Инициатором этого шага выступила Португалия - бывшая метрополия южноамериканской нарождающейся державы. По ее мнению, Европа через Бразилию сможет наладить эффективные отношения с другими странами Латинской Америки, а проведение регулярных саммитов Бразилия-ЕС позволит поднять на новый уровень двустороннее политическое, экономическое и экологическое сотрудничество.