12.07.2007 05:00
    Поделиться

    Ливия оставила в силе смертный приговор врачам, заразившим СПИДом 438 ливийских детей

    Триполи боится продешевить в деле болгарских медиков

    В среду Верховный суд Ливии оставил в силе смертный приговор пяти болгарским медсестрам и палестинскому врачу, приговоренным к расстрелу за умышленное заражение 438 ливийских детей вирусом СПИДа.

     

    Для вынесения вердикта верховным судьям потребовалось лишь несколько минут. Причем само оглашение вердикта проходило в отсутствие обвиняемых. Это решение прозвучало как гром среди ясного неба. Все надеялись на лучший исход: ведь за спинами шести подсудимых стояла, по сути, вся мировая общественность. На защиту медиков встали Россия, Евросоюз, США, другие страны. С Триполи неоднократно проводились конфиденциальные переговоры. Однако суд решил иначе, оставив приговор без изменений. Теперь у медиков осталась одна, правда, весьма призрачная надежда - их дело поступит в Высший судебный совет Ливии, возглавляемый секретарем юстиции, который в принципе может смягчить наказание и отменить казнь. Однако никто не может этого гарантировать, особенно в условиях однозначности вынесенного и утвержденного всеми судебными инстанциями приговора. Да и сами осужденные теперь уже никак повлиять на свою судьбу не могут. Бессменный лидер Ливии Муамар Каддафи отказался вмешиваться в дела суда, дав понять, что судебная власть в Ливии независима. По заявлению секретаря по иностранным делам Ливии, Высший судебный совет соберется уже в предстоящий понедельник.

    Буквально перед оглашением вердикта стало известно, что ливийскому благотворительному фонду Муамара Каддафи якобы удалось достичь соглашения о выплате крупных денежных компенсаций родственникам ливийских детей, зараженных СПИДом. Тем не менее даже заключение такой сделки не повлияло на судебные власти, которые оставили в силе смертный приговор, вынесенный в 2004 году судом первой инстанции.

    Ранее родители детей отказывались принимать компенсации, а Болгария со своей стороны отказывалась их платить. В Софии считали, что выплата компенсаций стала бы официальным признанием вины подсудимых. После вынесения окончательного приговора Верховным судом Ливии родители зараженных детей подтвердили, что существуют договоренности о выплате компенсаций, но никаких официальных документов по этому поводу еще не подписано.

    Напомним, что болгарские медицинские сестры Снежана Димитрова, Нася Ненова, Валя Червеняшка, Валентина Сиропуло, Кристиана Вулчева и палестинский врач Ашраф Джума Хаджудж были арестованы в 1999 году. В 2004 году их приговорили к расстрелу. При вынесении приговора суд не обратил внимания на свидетельства экспертов по СПИДу, которые говорили об антисанитарии в больнице, где были заражены дети. Западные эксперты утверждали, что случаи заболевания этой страшной болезнью были выявлены в этой больнице и ранее, до появления там болгар.

    Сами медики категорически отрицали свою вину. Они утверждали, что к ним применялись недозволенные методы получения информации, попросту говоря - пытки. Именно силовым методом в самом начале их тюремного заключения было выбито признание, которое потом легло в основу приговора. Суд признал, что в ходе расследования были допущены серьезные процессуальные ошибки. Дело вернули на дополнительное расследование. Все это давало надежду на благоприятный для болгар исход дела. Более того, сын Муамара Каддафи Сейф аль-Ислам в январе заявил, что Ливия не будет казнить медсестер.

    По мнению экспертов, утверждение смертного приговора медсестрам высшим судом дает Триполи практически неограниченные возможности для дальнейшего торга. И в нем вряд ли речь пойдет о "живых" деньгах. За время процесса Ливия испортила отношения со многими ведущими странами мира. В такой ситуации в обмен на болгарских медиков, скорее всего, Триполи будет добиваться от Евросоюза и США различных уступок как в политическом, так и экономическом плане. В частности, Ливия хотела бы присоединиться к договору о партнерстве Евросоюза и стран Южного Средиземноморья.

    Между тем

    Большинство наблюдателей убеждены: смертный приговор все же не будет приведен в исполнение. Тем более что сама его форма - расстрел - крайне нехарактерна для арабских государств, где подавляющее большинство казней осуществляется через повешение.

    Поделиться