Новости

12.07.2007 04:30
Рубрика: Экономика

Счет на калории

Бюджетные миллионы утекают в трубу
Городской бюджет переплатил поставщикам тепла около 280 миллионов рублей за год - к такому выводу пришли аудиторы Контрольно-счетной палаты Воронежа. Как выяснилось, в "раздувание" межтарифной разницы свою лепту внесли не только сами поставщики, но и районные дирекции единого заказчика, призванные вести счет каждой бюджетной копейки.

Последняя проверка наглядно продемонстрировала, что прозрачности в экономике ЖКХ не прибавилось - здесь по-прежнему темный лес. И что самое парадоксальное: переплачивает население за коммунальные услуги (по сравнению с экономически обоснованной их стоимостью) или не доплачивает, городская казна всегда остается внакладе. Это хорошо видно на примере двух самых крупных теплоснабжающих предприятий города, обоснованность счетов которых, предъявленных к уплате бюджету и населению в прошлом году, проверила КСП.

В Воронеже работает 63 предприятия, занимающихся теплоснабжением, и у каждого - свой экономически обоснованный тариф. Разница между минимальным и максимальным - трехкратная. Видимо, для удобства расчетов с поставщиками был, согласно утвержденной методике, введен так называемый средневзвешенный тариф - около 585 рублей за гигакалорию. И этот тариф, к примеру, на сто рублей больше, чем у топливной генерирующей компании (ТГК-4). В идеале взаиморасчет должен выглядеть так: компания предъявляет к оплате счет за поставленные гигакалории - причем по "своей" цене, утвержденной региональным управлением по регулированию тарифов. Часть образовавшейся суммы (около 80 процентов) должно платить население, остальное - в виде межтарифной разницы - бюджет. На деле же все происходит несколько иначе: владельцы квартир, которым ТГК поставляет тепло, платят компании не по реальному, а по среднему тарифу, то есть в общей сложности на 96 миллионов рублей больше. Мало того: райдезы за те же самые гигакалории начисляют сумму для покрытия выпадающих доходов - опять же, по среднему тарифу. Итого межтарифная разница (с учетом лишних, то есть недопоставленных калорий) оказалась, по подсчетам ревизоров, завышена на 169 миллионов рублей.

Аналогичная ситуация с другим поставщиком - "Новогор-Воронеж". С тем лишь отличием, что стоимость его гигакалории, наоборот, значительно выше средневзвешенного тарифа. В этом случае население недоплатило около 23-х миллионов рублей - разницу как раз и должен был заплатить бюджет. Однако в итоге райдезы предъявили к уплате сумму в 4,5 раза большую - 101 миллион рублей. Почувствуйте, что называется, межтарифную разницу!

Отчего же возникают такие разночтения? Причина, по мнению специалистов, кроется в отсутствии контроля со стороны департамента развития городского хозяйства за формированием "отопительных" нормативов и за обоснованностью оплаты, предъявляемой поставщиками и райдезами. К тому же "манипулировать" усредненными показателями - все равно, что грести всех под одну гребенку. Необходимо, напротив, вести строгий учет по каждой теплоснабжающей организации и по каждому дому. К примеру, сотрудники КСП, проводившие проверку, рассчитывали теплопотребление и стоимость предоставленных услуг по каждому из 4200 муниципальных домов. Неужели комитет ЖКХ и райдезы со всем своим огромным штатом не в состоянии сделать то же самое?..

Как отмечено в акте проверки контрольно-счетной палаты, недостоверность воронежской коммунальной "арифметики" во многом обусловлена несовершенством нормативно-правовой базы. Нет, в частности, документов, регламентирующих механизм взаимодействия между всеми участниками коммунального "процесса". Только один пример: температура в квартире должна быть как минимум 18 градусов, а на деле - нет и 15-ти, и вот замерзающий гражданин вызывает работников ДЭЗов. Последние фиксируют низкую температуру, составляют акт, после чего потребителю корректируют платеж. Далее следует самое интересное: сумма, которой поставщик, по-хорошему, должен бы поплатиться за некачественно оказанную услугу, все равно у него "в кармане". Заплатят ее, конечно, из бюджета. В 2005-2006 эта сомнительная статья расходов составила около 50 миллионов рублей.

Отдельная интригующая тема - экономика ТСЖ и УЖСК, которыми "охвачены" около 20 процентов жилого фонда Воронежа, - они также предъявляют городу счета для оплаты межтарифной разницы. Однако и здесь о прозрачности говорить не приходится. Вот задачка со множеством неизвестных: поставщик предъявляет к оплате, условно говоря, 1000 гигакалорий, в ТСЖ населению плату начисляют за 400, а в райдезах, не особо разбираясь, оставшиеся неоплаченные гигакалории "списывают" в межтарифную разницу. Вопрос: каково происхождение этих 600 гигакалорий? Точного ответа не знает никто. Здесь может быть завышение объема поставленных услуг со стороны предприятий ЖКХ или, к примеру, счет за непроданные и потому пустующие квартиры (за них по закону должен платить застройщик), или за помещения на первом этаже, сданные в аренду коммерческим организациям. Ввиду того, что никакой инвентаризации этих "нежилых" квадратных метров не проводилось, крайним в данной ситуации снова оказывается бюджет, фактически расплачивающийся за всех и вся.

P.S. В мэрии Воронежа пока отказываются комментировать результаты проверки контрольно-счетной палаты, ссылаясь на то, что готовится акт разногласия к проверке, который будут представлен на ближайшем после каникул заседании городской Думы.

комментарий

Лариса Дорохина, председатель Контрольно-счетной палаты Воронежа:

- Результаты проведенной проверки должны, по нашему мнению, побудить городскую администрацию провести глубокий анализ положения дел в жилищно-коммунальной отрасли и скорректировать нормативно-правовую базу, чтобы не повторить прошлые ошибки. В условиях хронического бюджетного дефицита нельзя позволять себе такую бесхозяйственность. Поскольку известно, к чему все это приводит: в течение года несколько раз чиновники мэрии выходят на заседание Думы с предложением скорректировать бюджет для покрытия все возрастающей межтарифной разницы. И ни разу не привели никаких обоснованных экономических расчетов. Вместо этого постоянно пугают отключением горячей воды, срывом отопительного сезона и тому подобными напастями. Прямое следствие этого многолетнего "статус-кво" - полтора миллиарда рублей долга перед поставщиками, никем не проверенного, который мертвым грузом висит на бюджете.

Сергей Колиух, председатель воронежской городской Думы:

- Согласно расчетам специалистов контрольно-счетной палаты, за прошлый год почти триста миллионов рублей необоснованно включили в межтарифную разницу. При этом не учитывалось снижение оплаты за несвоевременное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг. К тому же есть серьезные подозрения, что часть населения давно платит за тепло и воду полностью, то есть все сто процентов. А порой даже и переплачивает. Вопрос - откуда тогда взяться "межтарифке"? Мы изучим акт разногласий, который должна представить мэрия, после чего дадим свою принципиальную оценку.

Экономика Бизнес Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область ЦФО Воронежская область Воронеж