Если считать Новосибирскую область, пусть и условно, воротами в Азию, то эти ворота весьма впечатляющие - 180 тысяч квадратных километров! Поместятся четыре Дании или, как минимум, две Чехии. Правда, Чехия собирается начать гордиться американской системой ПРО, а Новосибирская область имеет свыше двух десятков крупнейших НИИ Сибирского отделения Российской академии наук и знаменитый на всю планету университет, а также отделения Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук и еще более 40 вузов. Как говорится, разные приоритеты. Этой территорией последние семь с половиной лет руководит губернатор Виктор Толоконский.
Российская газета | О транспортной составляющей новосибирской экономики говорят давно и считают эту сферу очень и очень перспективной, причем перспективной с точки зрения не столько региональной, сколько континентальной. Как вам видится развитие этой отрасли?
Виктор Толоконский | В современных условиях регион, которые обладает более развитой транспортной инфраструктурой и коммуникациями, при прочих равных условиях выигрывает. Новосибирск соединяет сегодня западные и восточные регионы России, Западную Европу и Юго-Восточную Азию... С точки зрения концентрации населения у нас хорошие показатели: в Новосибирске проживает около 1,5 миллиона жителей и в радиусе 300 - 400 км проживает еще порядка 10 миллионов человек, причем в промышленно развитых городах. Так что, развивая транспортную инфраструктуру и для бизнеса, и для населения, мы, конечно, укрепляем значение города как центра этой инфраструктуры.
У нас мощная концентрация железнодорожных путей. Новосибирск - крупный центр автомобильных магистралей, параллельно Транссибу идет автомобильная дорога. Ну и, разумеется, мы имеем крупнейший после Москвы авиационный центр - аэропорт Толмачево, который празднует в этом году 50-летний юбилей и обеспечивает нас надежной авиасвязью со всеми важнейшими промышленными центрами России и многими зарубежными странами. Пассажиропоток достаточно велик, и каждый год аэропорт прибавляет очень серьезно.
Так что Новосибирской области в определенной мере повезло, что в силу выгодного географического положения, а также усилий аэропорта Толмачево и его базовой авиакомпании S7 Airlines удается сегодня развивать наши преимущества. На это направлены сегодня усилия и частного бизнеса, и акционеров аэропорта, и государственных компаний. Поэтому я возлагаю большие надежды на Толмачево. Это важно для развития региона, но и в не меньшей степени для развития России.
РГ | Увеличение пассажиропотока, создание и прокладка новых маршрутов и авиалиний требуют активного развития наземных авиационных структур...
Толоконский | Мы ведем сегодня большую реконструкцию самого аэропортового комплекса. Завершается строительство второй взлетно-посадочной полосы, что очень важно: в провинции аэропортов с двумя полосами практически нет. Построена новая автомобильная трасса, соединяющая центр города с аэропортом, а это значит, что от центра Новосибирска до аэропорта можно доехать буквально за 15 минут против 40 - 45 минут, как это было ранее.
Активно развиваются и сопутствующие аэропорту структуры - гостиничный, выставочный комплексы, бизнес-центр. У нас работают крупнейшие авиакомпании, базовой из которых остается S7 Airlines. Она не только выполняет большее число рейсов и соединяет Новосибирск авиационными маршрутами со всем внешним миром, но и имеет в аэропорту очень мощный ремонтно-эксплуатационный комплекс. Он позволяет, учитывая наличие соответствующей сертификации, обслуживать самолеты всех типов - и российские, и зарубежные.
РГ | Губернатору обычно не на кого перекладывать проблемы, потому как он - последняя инстанция. Чем еще живет сегодня Новосибирская область?
Толоконский | Сейчас мы находимся на несколько другом этапе работы, чем в первые годы. Это этап формирования новых структурных институциональных условий для бурного развития Новосибирской области. Он начался не сегодня, а как минимум два-три года назад. В начале двухтысячных годов комплексом антикризисных мер нужно было восстановить управляемость экономикой, вернуть доверие населения к региональной и местной власти; нужно было возродить экономический потенциал, чтобы все основные отрасли промышленности, сельского хозяйства, инфраструктура, социальная сфера и наука не только заработали рентабельно и эффективно, но чтобы занятые там специалисты почувствовали совершенно другую уверенность в будущем.
Мы не могли при решении этих задач рассчитывать на какую-то серьезную поддержку федерального центра, потому что Новосибирская область всегда рассматривалась как самодостаточный и развитый регион. А тогда, в рыночных условиях, жилось, поверьте, очень не просто - у нас ведь не было добывающей промышленности, не было мощных сырьевых ресурсов, не было предприятий, занимающих монопольное положение в стране, да и вообще отсутствовали по-настоящему крупные производства.
Так сложилось еще в советское время. Создав в Новосибирске уникальный крупный научный центр, руководство страны считало, что нашей области не нужны промышленные гиганты, а нужны наукоемкие производства. Вот почему промышленная сфера, которая во всех регионах определяет налоговый потенциал, у нас состоит из большого количества в основном средних предприятий с численностью работающих около тысячи человек.
Они работают на конкурентном рынке. Причем соперничают не столько с российскими производителями, сколько с мировыми - западными, восточными. Они выпускают станки, оборудование, оптику, топливо для АЭС, самолеты, - то есть продукцию, которая имеет много конкурентов и не позволяет получать особую прибыль.
Пройдя этап преодоления кризиса, мы приступили к решению задачи, направленной на серьезное укрепление экономического потенциала, регионального бюджета. Без этого невозможно было перейти к нынешнему этапу развития региона. Сегодня мы ставим цель сделать регион одним из самых привлекательных для жизни населения, для инвесторов, сконцентрировать усилия на основных сферах развития - науке, высоких технологиях, транспортной инфраструктуре.
Как будут относиться инвесторы к региону, где люди получают низкие зарплаты, где соответственно низкая покупательная способность населения, где плохие школы и больницы, где нет дорог, то есть нет того, что формирует привлекательный облик территории, создает уверенность в жизни? К концу этого года нам удастся практически удвоить валовой региональный продукт и достичь темпов экономического развития, заметно превышающих среднероссийские показатели.
РГ | Как это выглядит в цифрах?
Толоконский | В 2000 году консолидированный бюджет Новосибирской области составлял 13 миллиардов рублей, в 2007 году будем иметь 70 миллиардов. А это уже другие возможности.
РГ | Область имеет долги перед государством?
Толоконский | У нас есть определенный объем заимствований, необходимый для ускоренного строительства новых больниц, школ, других коммунальных и социальных объектов. Мы имеем в обороте кредиты, регулярно выпускаем облигации, которые обращаются на рынке. Что касается такого понятия, как внутренний долг, то он составляет 7, 5 миллиарда рублей. При бюджете в 70 миллиардов это немного, учитывая, что Бюджетный кодекс допускает наличие внутреннего долга в размере собственных доходов. Собственные доходы (без муниципальных) в нынешнем году составят примерно 50 миллиардов рублей.
Сегодняшний этап - момент разработки и принятия стратегических плановых документов на двадцатилетний период. Основными точками роста на период до 2025 года мы считаем науку, высокие технологии, транспорт и транспортную систему. Наиболее крупные проекты в этом направлении - технопарковые зоны, развитие университетских комплексов, развитие наукоемкого бизнеса, "бизнес-инкубаторов", создание наукоемких промышленных кластеров, то есть групп предприятий, например, в сфере программирования и информационных технологий, в сфере силовой электроники, приборостроения и биотехнологий. Это как раз четыре основные специализации технопарка. Сейчас много говорят о нанотехнологиях, которые у нас развиваются весьма активно... Немало крупных инвестиционных проектов и в сфере транспортной инфраструктуры.
РГ | Транспортная отрасль, особенно авиационная, всегда требовала больших денег. Дорого она обходится региону?
Толоконский | Задача бюджета - быть инвестором в такие объекты, которые частному бизнесу мало интересны, - социальная сфера, коммунальные структуры, автодороги... Например, мы строим объездную дорогу вокруг Новосибирска - это объект федерального уровня. Но у нас нет недостатка и в инвесторах. А средствами бюджета мы стараемся наших инвесторов простимулировать. Как? Они могут получить налоговые льготы - на прибыль, на имущество, на землю, что весьма существенно. Инвесторы могут получить и прямые бюджетные субсидии, которые компенсируют часть затрат...
Я, возможно, повторюсь, но мы не жалуемся на отсутствие инвестиций. В Толмачево, в частности, спроектирован новый терминал, при том, что идет реконструкция двух действующих, построена гостиница и цех бортпитания. В них вложены частные средства.
РГ | И все идет гладко и легко?
Толоконский | Я бы так не сказал, но и преувеличивать трудности нет оснований. Есть у нас одна проблема, которую мы с министерством транспорта решаем, может быть, несколько медленнее, чем хотелось бы: достройка второй взлетно-посадочной полосы. Полосы и службы аэронавигации, как известно, находятся в федеральном ведении. По закону ни я, ни частные инвесторы не могут туда вкладывать средства, а там осталось еще 1,3 миллиарда рублей вложений. Но думаю, мы доведем дело до успешного завершения проекта.
РГ | Будущее Толмачево имеет, по мнению экспертов, очень хорошую перспективу. Вы согласны с этим?
Толоконский | К нам летают с большим желанием и, я надеюсь, удовольствием не только все крупные российские компании, но и международные перевозчики. Их вполне устраивает и географическая точка, и качество полосы, и обслуживание в аэропорту, и возможность получить любую техническую помощь.
На развитие аэропорта Толмачево окажет влияние не только рост пассажиропотока, но и скачкообразный качественный рост грузоперевозок через этот узел. Около аэропорта строятся мощные складские комплексы, логистические структуры, аэропорт возводит большой таможенный комплекс...
РГ | На ваш взгляд, когда все авиационные или связанные с этой отраслью проекты будут завершены и начнут приносить ощутимый вклад в экономику области?
Толоконский | Они уже работают. Те, кто часто бывает в Новосибирске, согласятся со мной, что аэропорт Толмачево в канун своего 50-летия стал совсем другим, чем буквально год-два назад, когда люди выходили из самолетов на улицу, получали багаж, мягко говоря, в малокомфортабельных помещениях. Сегодня мы имеем самые последние технологии обработки грузов и пассажиропотока, телескопические трапы, современные залы ожидания, современный аэродромный транспорт, обустроенные транзитные зоны. То есть это другой аэропорт. Приток пассажиров за последний год - 20 процентов. Этот темп только нарастает.
А что касается авиакомпании S7 Airlines, то она прошла, на мой взгляд, уникальный путь развития и добилась блестящих результатов без государственного участия. Кстати, один из факторов, повлиявших на развитие и успехи компании, состоит в том, что еще в 90-х годах аэропорт Толмачево и компания, называвшаяся тогда "Сибирь", были разделены. Нам всегда удавалось находить компромиссы, что положительно сказывалось на развитии и аэропорта, и компании.
Досье "РГ"
Виктор Александрович Толоконский родился 27 мая 1953 года в Новосибирске. Закончил общеэкономический факультет Новосибирского института народного хозяйства и аспирантуру в Новосибирском госуниверситете. На руководящих постах в городской и областной власти - с 1981 года. В декабре 1993 года стал мэром Новосибирска, а в марте 1996 года был избран на этот пост в результате первых всенародных выборов градоначальника, получив поддержку 80 процентов горожан. В январе 2000 года стал губернатором области. Повторил свой успех в декабре 2003 года, получив уже в первом туре около 58 процентов голосов избирателей. Женат, имеет двоих детей.