20idei_media20
    13.07.2007 02:00
    Рубрика:

    Сергей Круглик: Стимулировать спрос на жилье нужно грамотно, чтобы не вызвать нового витка роста цен

    Глава Росстроя Сергей Круглик - о том, как решить пресловутый квартирный вопрос

    Оценки первого года работы национального проекта "Доступное жилье" расходятся, как в море корабли. Народ, участвовавший в соцопросах, судит об успешности всех четырех приоритетов крайне жестко, а жилищный нацпроект ставит на последнее, четвертое место. Лишь семь процентов опрошенных увидели положительные сдвиги и посчитали старт проекта успешным.

    Специалисты оценивают ситуацию не по субъективным ощущениям и виду из окна старой квартиры, а с цифрами в руках. Тут оптимизма больше: прошло только 1,5 года, а у нас и темпы строительства наконец-то догнали дореформенный уровень, и ипотечные кредиты выдаются чуть ли не как буханки в булочной, и цены после прошлогодней вакханалии - тьфу-тьфу - ведут себя поспокойнее... Чего ждать дальше? На "деловом завтраке" в редакции побывал руководитель Росстроя Сергей Круглик.

    Российская газета | Год назад, когда нацпроект стартовал, стояла задача: к 2010 году строить по 80 миллионов метров в год. Нынешней весной президент скорректировал: уже не 80, а 140 миллионов надо, чуть ли не вдвое больше. И это - на фоне продолжавшейся весь прошлый год критики, что нацпроект "буксует". Где логика?

    Сергей Круглик | А что прикажете делать? Ожидание, или, проще говоря, потребность в новом жилье по состоянию на 2004 год (когда началась подготовка новой законодательной базы под будущий нацпроект), - это 1,6 миллиарда квадратных метров. Более половины россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия.

    В прошлом году было построено 50,6 миллиона метров, на 15 процентов больше, чем в предыдущем. Вроде хорошо развиваемся, рост серьезный. А теперь соотнесите эти 50 миллионов и 1,6 миллиарда. Можно сказать, что в обозримом будущем решим проблему? Да нет же, растянется это на три десятка лет с лишним при таких темпах.

    Если же строить по 140 миллионов, за 10 лет такой острый дефицит можно снять. А это уже срок все-таки обозримый.

    РГ | А чем подкрепляются нынешние планы?

    Круглик | Конечно, не все так просто. Порядка 50 процентов новостроек сконцентрировано в десяти регионах, и есть регионы, строительство в которых практически не ведется. Но... Я много езжу по стране. Честное слово, изменения происходят, они видны невооруженным глазом. Оптимизм внушают Сибирь, Дальний Восток, Центральная Россия, южные регионы. В Северо-Западном регионе похуже. Но в целом строительство реально наращивается. Думаю, запланированные на этот год 56 миллионов метров будут перекрыты. Уже сейчас во многих городах, мне рассказывали, практически прекратился отток населения. Конечно, в крупных городах все это легче налаживается, в райцентрах - помедленнее. Но в небольших населенных пунктах можно идти другим путем - там самый эффективный способ активизировать строительство: выделять участки под индивидуальные дома.

    РГ | Новый дом - это не только земля. Это еще и деньги на его строительство. Да, объемы ипотечного кредитования быстро растут, но берут кредиты состоятельные семьи, людям со средними доходами они все еще не по карману.

    Круглик | Думаю, что для развития ипотеки государство сделало много, и дальше поддерживать, стимулировать объемы уже не нужно. Сейчас пора вводить другие механизмы, которые рассчитаны на другие слои населения. Те же строительно-сберегательные кассы, за счет которых строят жилье в Германии. Этот способ адресован к более низкому по доходам классу людей. У нас законодательная база для него пока только создается.

    Но, конечно, как уже неоднократно говорилось, стимулировать спрос нужно грамотно, чтобы не вызвать нового витка роста цен. И, конечно, самое главное - строить больше.

    РГ | Еще одно опасение, которое высказывалось в прошлом году: для роста объемов строительства не хватит ресурсов. Вы, правда, всегда возражали, утверждая, что производство стройматериалов "развернется" вслед за строителями...

    Круглик | Так и происходит. Смотрите: только за 5 месяцев этого года выпуск оконного стекла вырос на 90 процентов. Два новых завода пустили в строй в Подмосковье, и проблему дефицита стекла решили. Цемент - тоже рост на уровне 25-30 процентов. Керамическая плитка - тоже больше производим. И так почти по всем позициям. Гиганты стройиндустрии уже не нужны. Каждый регион, исходя из своих возможностей, потребностей и природных ресурсов способен наладить местное производство от обычных стройматериалов и до полного технологического цикла, например, по сбору каркасно-щитовых домов. Это канадская технология: каркас из балок, между ними - утеплитель, все "упаковывается" в виде щитов, собирается за считаные дни, воздушное отопление. Очень хорошее жилье получается. Только стоит в Хабаровске 100-150 тысяч долларов, а в Подмосковье - от миллиона до трех...

    Потому что основным фактором, который влияет на цену, остается земля, доступ к участку. Здесь все "затыки" как были, так и остаются. Надеюсь, что с 1 января, когда вступит в силу норма Градостроительного кодекса о необходимости территориального планирования, когда нельзя будет начинать строительство без генерального плана, ситуация должна улучшиться. Не надо будет на поклон к мэру и губернатору ходить, чтобы получить участок под застройку.

    РГ | Все, о чем мы говорим, прежде всего относится к строительству жилья, идущего на продажу. Но в программе "Жилище" предусмотрено, что государство по-прежнему обеспечивает жильем некоторые категории граждан. Самый распространенный вопрос от тех, кто получает или собирается получить жилищный сертификат: почему его стоимость не соответствует рыночной стоимости жилья?

    Круглик | Объясняю. Цена квадратного метра, которая используется при расчете субсидии на приобретение жилья, реализуемой в виде жилищного сертификата, формируется исходя из стоимости жилья на первичном и на вторичном рынках. Плюс не только по столичным, областным городам, но и прочим населенным пунктам в каждом регионе. В реальности жилье в крупном городе стоит дороже, на периферии - дешевле. Каждый получатель сертификата решает сам, где и какую квартиру купить - доплатить за городскую жизнь или приобрести более просторное жилье в районе. Мы мониторили результаты выполнения программы: примерно 8 процентов получателей сертификатов доплачивают за жилье, 7 процентов въезжают в квартиры меньшей площади. Но надо помнить, что остальным категориям государство не дает таких достаточно больших денег.

    Еще одна проблема, с которой мы особенно остро столкнулись в прошлом году, когда цены на жилье галопировали, - это несостыковка в стоимости сертификата и сроке его действия. Цена метра устанавливается на один квартал. А срок действия сертификата - 9 месяцев. Семья получила сертификат в первом квартале по одной цене, не успела купить квартиру сразу же, а через полгода стоимость уже совсем другая. Вот здесь возникают проблемы.

    Я думаю, уже со второй половины 2008 года мы перейдем на другую периодичность пересмотра стоимости метра - раз в полгода, а затем и раз в год.

    РГ | Еще вопрос по молодым семьям. Субсидии облагаются подоходным налогом. При этом ипотечный кредит дает налоговую льготу. "Получается, что государство поддерживает тех, кто может взять кредит, то есть состоятельные семьи, а с нас дерет три шкуры". Это пишет семья Колотовых.

    Круглик | Тут, к сожалению, обрадовать ничем не могу. Переписка по этому поводу с министерством финансов продолжалась несколько месяцев, вопрос обсуждался на самом высоком уровне. Последний ответ мы получили буквально на днях: "Все правильно, государственная субсидия - это доход семьи, поэтому как взимали подоходный налог, так взимать и будем". Я больше ничего прокомментировать не могу.

    РГ | "Объясните, как работают программы предоставления жилья ветеранам и инвалидам. В федеральной программе есть отдельная строка, выделены определенные деньги. Но у нас в городе очередь совсем не двигается". Вопрос от инвалида первой группы.

    Круглик | Речь идет о субвенциях из федерального бюджета субъектам РФ, предоставляющим социальное жилье этим категориям очередников. Субвенции рассчитываются исходя из социальной нормы - 18 кв. метров на человека. Около 60 регионов приняли свои нормативные акты по поддержке этих категорий. Конечно, надо понимать, что исключительно на федеральные деньги рассчитывать не приходится. Во-первых, сумма в целом по стране не так велика - 5,6 миллиарда рублей на этот год. Во-вторых, как правило, льготник, которому положена эта поддержка, живет в семье. И ему надо предоставить не 18 метров, а больше - на трех, четырех, пятерых человек, поскольку все они нуждаются. Но эти расходы уже должен брать на себя региональный бюджет.

    РГ | Последний традиционный вопрос: что у нас будет происходить с ценами на жилищном рынке? Пока во многих регионах после бурного прошлогоднего роста они стоят.

    Круглик | В разных регионах ситуация различна. В целом по стране, в том числе по Москве, Санкт-Петербургу цены не должны вырасти больше, чем инфляция. Прогноз на этот год: ценовая стабильность. В следующем году все-таки произойдет небольшой рост цен, несколько опережающий инфляцию. Правда, может внести коррективы увеличение ввода объемов жилья и ритмичность его сдачи - эти факторы делают рынок более стабильным, а ситуацию - предсказуемой и препятствуют возникновению ажиотажного спроса.

    "Если бы начальником был я..."

    Что нужно изменить, чтобы жилье действительно стало доступнее?

    Вот как ответили на этот вопрос участники социологического опроса, проведенного в начале 2007 года. В опросе приняли участие 1600 человек в 46 областях, краях, республиках России.

    Снижать цены на жилье, контролировать рост цен - 25%
    Сделать более доступной ипотеку, снижая процентные ставки за кредиты, уменьшая первоначальный взнос, увеличивая срок погашения - 19%
    Больше строить, расширять строительство недорогого, муниципального жилья - 13%
    Решать вопросы с обеспечением людей работой, повышать зарплаты и уровень жизни - 8%
    Предоставлять льготное, бесплатное жилье конкретным категориям, обеспечивать жильем очередников и нуждающихся - 6%
    Развивать программы помощи молодым семьям и бюджетникам (учителям, врачам, ученым) - 4%
    Бороться с коррупцией, бюрократией, обманом в сфере строительства и распределения жилья - 2%
    Усилить внимание государства к проблеме жилья и жилищного строительства - 1%
    Снизить цены на коммунальные услуги - 1%
    Другое (ввести налог на несколько квартир, создать преимущества для коренных жителей) - 2%
    Затруднились с ответом - 33%

    Опрос фонда
    "Общественное мнение",
    в % от числа опрошенных

    Первая "двадцатка" регионов по объемам ввода жилья в 2006 году

    Регион - тыс. кв. м

    1 Московская область - 6433,5

    2 г. Москва - 4804,5

    3 Краснодарский край - 2666,8

    4 г. Санкт-Петербург - 2375,7

    5 Республика Татарстан - 1778,8

    6 Республика Башкортостан - 1705,7

    7 Ростовская область - 1362,3

    8 Свердловская область - 1280,1

    9 Челябинская область - 1234,5

    10 Новосибирская область - 1073,3

    11 Белгородская область - 946,6

    12 Омская область - 906,0

    13 Красноярский край - 856,3

    14 Чувашская Республика - 854,5

    15 Воронежская область - 850,1

    16 Нижегородская область - 814,5

    17 Саратовская область - 804,5

    18 Кемеровская область - 804,0

    19 Ставропольский край - 763,2

    20 Республика Дагестан - 704,4

    Источник: Росстат

    Первая "двадцатка" регионов по объемам ввода жилья в расчете на одного жителя в 2006 году

    Регион - кв. м

    1. Московская область - 0,97

    2. Астраханская область - 0,67

    3. Чувашская Республика - 0,66

    4. Белгородская область - 0,63

    5. Ненецкий Авт. округ - 0,60

    6. Тюменская область - 0,53

    7. Липецкая область - 0,53

    8. Калининградская область - 0,53

    9. Краснодарский край - 0,52

    10. г. Санкт-Петербург - 0,52

    11. Республика Татарстан - 0,47

    12. Агинский Бурятский Авт. округ - 0,47

    13. г. Москва - 0,46

    14. Омская область - 0,45

    15. Республика Башкортостан - 0,42

    16. Ханты-Мансийский Авт. округ - Югра - 0,42

    17. Новосибирская область - 0,41

    18. Ленинградская область - 0,41

    19. Ямало-Ненецкий Авт. округ - 0,41

    20. Воронежская область - 0,37

    Источник: Росстат

    Федеральное агенство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой):

    119991, Москва, ГСП, ул. Строителей, дом 8, корп. 2.
    Телефон:
    (495) 930-55-48.
    E-mail:
    info@gosstroy.gov.ru

    Поделиться: