Сериал был подготовлен кинокомпанией "Президент фильм". Вместо сериала про тюрьму на "России" запустили также премьерный сериал "Телохранитель" про сотрудников частного охранного агентства. В чем причина подмены? За разъяснением ситуации "РГ" обратилась в пресс-службу телеканала, в которой нам рассказали, что ничего "криминального" в произошедшем не видят:
- Поскольку фильм создавался при участии Федеральной службы исполнения наказаний, у них возникли пожелания что-то в сериале доделать. Поэтому мы просто отложили премьеру. Как только мы придем к общему знаменателю, - сериал станет в эфир. Это нормальный рабочий момент.
Похожая ситуация уже случалась с сериалом "Зона" на НТВ в 2006 году.
Телеэпопея о жизни зэков, в которой во всех подробностях показывалось существование "по тюремным понятиям", переехала из вечернего прайм-тайма в ночной эфир.
Подготовила Оксана Нараленкова
Большей рекламы обычного телевизионного сериала, чем запрет на показ его зрителям, придумать было сложно.
Фильм "Тюрьма особого назначения" не показан в объявленное время, потому как вызвал вопросы у Федеральной службы исполнения наказания. Центр общественных связей этой организации распространил следующую информацию - "ведомство высказало руководству ВГТРК опасение", так как "Тюрьма особого назначения" может вызвать такой же резонанс, как сериал "Зона", показанный НТВ. "Зона" не соответствовала правде и опорочила систему".
От этого заявления пахнуло старыми добрыми временами и почти забытым главлитом. Помню как на одном из первых моих материалов со сталелитейного завода я написала, что печь, где "варился" металл, похожа на гиперболоид инженера Гарина. На этом абзаце красным карандашом главлит написал - "Новое оружие. Утвердить в округе". В округе статью не утвердили, а отправили в министерство обороны.
Фильм "Тюрьма особого назначения" во ФСИН до премьеры не видели. Но пресс-служба тюремного ведомства очень аккуратно высказалась - "Руководство ВГТРК пошло нам навстречу и обещало прислать фильм для просмотра".
Сюжет очередного сериала прост - на острове Каменный есть монастырь. После революции монахов выгнали и поселили в крепких стенах особо опасных преступников, осужденных на пожизненное заключение. По сценарию это единственная в России тюрьма для помилованных убийц.
Сценарий, рассчитанный на 12 серий, написан по мотивам одноименного романа Валерия Горшкова. Но история о "Тюрьме особого назначения" - не во всем выдумка писателя. Такая колония действительно существует и находится около города Белозерска.
Создатели хотели, чтобы мы, зрители, видели в сериале не обычный детектив. А как бы "кино про жизнь". Это, предположим, когда священник в одном из заключенных вдруг узнает убийцу своей жены.
Как фильм прошел мимо тюремного ведомства, не совсем ясно. Создатели сериала утверждают, что съемки некоторых сцен проходили в настоящей тюрьме. А в фильме сюжет начинается с того, что журналисты приезжают на зону делать репортаж. И тут у них на руках умирает начальник тюрьмы. При нем находят странную записку с текстом на старославянском языке. В городе давно уже ходят слухи о том, что на территории тюрьмы спрятан клад. Предполагая, что записка как-то связана с этой историей, журналисты начинают расследование.
ФСИН дал разрешение на съемки в зоне, однако почему-то не поинтересовался "конечным продуктом". А теперь телевизионное руководство ищет "дополнительное время, чтобы согласовать со ФСИН отдельные части фильма".
Что это за "отдельные части", которых не называет ни одна из сторон, догадаться не сложно. По сюжету фильма администрация зоны устраивает там цех по производству наркотиков, а герой-одиночка из Управления собственной безопасности ФСИН борется с преступным бизнесом.
В тюремном ведомстве, судя по всему, решили, что такого быть не может. Мне за свою журналистскую жизнь пришлось побывать в зоне для особо опасных преступников, которая тоже располагалась в старинном храме. Только вокруг была не северная русская природа, а азиатская пустыня. В зоне для заключенных было организовано нормальное производство - коптили рыбу, которую вылавливали в огромном водохранилище местные жители. Этого коптильного цеха в реальности, то есть на бумаге, не существовало. Готовая продукция шла в город большим начальникам. Кроме того, там же организовали подпольный цех по розливу спиртного. Но это было в советское время. В новое время на российских северах пришлось побывать в зоне, тоже особой для особо опасных. И там был цех, где для отчетности делали сувениры, а для тюремных и прочих милицейских руководителей - дорогой ширпотреб.
И если о наркотиках, произведенных за колючей проволокой, слышать не случалось, то приходилось писать о том, что наркотики в колонии доставляются по требованию арестантов. Причем снабжают их отравой сами сотрудники зоны. И это не случайные цепочки продавец - посредник, а устоявшиеся подпольные бизнес-связи.
Сейчас в зоне ответственности УФСИНа меняется сама система организации труда. Возможно, что прежней вольницы и неучтенки при ней будет организовать просто нереально.
Подготовила Наталья Козлова
Как пояснили в тюремном ведомстве, до последнего времени сотрудничество с киногруппами ограничивалось только тем, что им разрешали снимать на зонах, но никаких консультаций не давали. Да и сами киношники, честно говоря, не очень интересовались мнением тюремщиков.
О том, что авторы нынешних фильмов не всегда заинтересованы в профессиональных консультациях по той или иной теме, автор убедился на личном опыте, когда общался с создателями одного из сериалов про ФСБ. На вопрос, а кто был консультантом, сценарист ответил: никто, я и сам все хорошо знаю. Хотя он сам не служил, да и не был в тех краях, которые описывал.
Часто сериальщики боятся привлекать официальных консультантов, боясь, что те начнут вносить правки в сюжет по идеологическим соображениям. Но и не идут на неофициальные контакты со спецами, отставниками, которые не собираются защищать честь мундира, но охотно расскажут, как было. Некогда.
На этот раз руководители ФСИН заверили, что никакой цензуры вводить не собираются.
- Но если вы снимаете фильм про летчиков, вы же обратитесь за советом к летчикам? Если снимаете про сталеваров, то, какой бы сюжет ни был, желательно проконсультироваться у них, - сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель ФСИН Александр Сидоров. - Почему же, если вы снимаете фильм про тюрьму, нельзя проконсультироваться у тех, кто служит. ФСИН не принимало участия в создании сериала. Один раз съемочная группа побывала в одном из наших учреждений, а в основном снимала в своих павильонах, и за консультациями не обращалось. Это и насторожило. Мы обратились к руководству ВГТРК с просьбой и оно пошло нам на встречу. Это исключительно добрая воля канала. Сейчас сериал уже поступил во ФСИН, его просмотрит директор ФСИН, будут смотреть и в министерстве юстиции. Мы выскажем замечания, которые могут учесть, а могут и не учесть создатели. Ни о какой цензуре речи не идет. Но хотелось бы, чтобы в фильмах про места лишения свободы не было грубейших неточностей и накладок. Речь идет о достоверности, а вовсе не о художественном замысле. Никакую художественную правку мы вносить не намерены.
Подготовил Владислав Куликов
Убийцы и маньяки прайм-тайма
В апреле на НТВ завершился показ сериала "Проклятый рай" про обитательниц элитного борделя, а на будущей неделе - с 16 июля - стартуют сразу два сериала на криминальную тематику: "Закон мышеловки" (про компьютерного гения с отклонениями в психике и серийного убийцу) и "Агония страха" (про сыщика и нетривиальные преступления). Также на НТВ показывают "спецназовский" сериал "Кодекс чести-3" и сериал про встречу с потусторонними силами - "Иное".
На Первом канале идет цикл фильмов "Великие авантюристы" про криминальные подвиги воров и налетчиков. В первых рядах - легендарная воровка - Сонька Золотая Ручка, которая не так давно уже была героиней сериала Виктора Мережко на "России", и одесский бандит - Беня Крик.
Главным героем отечественного телесериала, похоже, становится зэк. На телевидении сейчас одновременно идет сразу несколько мыльных опер из жизни заключенных. Чем так привлекательна романтика тюремных будней для режиссеров и зрителей? На этот вопрос "РГ" отвечает известный кинорежиссер и телеведущий Иван Дыховичный.
Российская газета | Не кажется ли вам, что у телепродюсеров какой-то болезненный интерес к жизни за решеткой?
Иван Дыховичный | В нашем отечестве действительно особое отношение к миру тюрьмы. Не даром одна из самых любимых и мудрых отечественных пословиц: "От тюрьмы и от сумы не зарекайся". Однако, чтобы выразить эти мысли, вовсе не нужно в подробностях показывать камерный быт. Между тем приходится постоянно наблюдать по телевизору, как зэки живут "по понятиям". Я видел много таких фильмов, и они очень депрессивны. Думаю, что болезненная тяга к подобным темам объясняется просто: многим, кто сейчас влиятелен в киноиндустрии и экономике, не чужда тюрьма. Они через нее прошли и все время о ней думают. Подсознание навязывает свои сюжеты.
РГ | А в ваших фильмах есть эпизоды, снятые за решеткой?
Дыховичный | Безусловно. И мне понятно, почему у нас сейчас засилье такой телепродукции. Все детективы строятся вокруг этого. Конечно, значительно сложнее делать фильмы о нормальных людях нормальных профессий. Мы приучили публику, посадили, как на наркотики, на уголовные сюжеты: их и снимать, и "употреблять" просто. Отучить будет гораздо сложнее. Для этого нужна воля, причем не только художников, но и государства.
РГ | Так вот чиновники уже подключились: приостановили показ сериала "Тюрьма особого назначения" на российском телеканале...
Дыховичный | Я совсем не о таком вмешательстве в творчество говорю. Нельзя допускать, чтобы целые каналы на уголовную тематику работали. Но чтобы силовые ведомства диктовали свои условия, просматривали готовый фильм и решали, нравится он им или нет? Это абсурд. В обществе мы можем обсуждать, надо нам избыток тюрьмы на телеэкране или нет. Но это не может делать ведомство. Ведомству всегда кажется, что те, кто у них служит, лучше и краше, чем их показывают в кино. Они хотят выглядеть, как на рекламных плакатах: белыми и пушистыми. Но что за нравы в наших тюрьмах - это же не секрет. Канал имеет полное право решать, как ему снимать кино.
Записала Елена Новоселова