Сообщения о прокладке новых трубопроводных маршрутов в Европу все чаще напоминают военные сводки. Постоянно возникающая тема угрозы зависимости Европы от поставок энергии из России с каждым днем становится все более политизированной. Уже который год огромная бюрократическая машина Евросоюза пытается расшатать позиции России на европейском энергорынке. В ход идут все средства: от развязанной в СМИ пропагандистской вакханалии до угроз создания "энергетического НАТО". Вспомним недавние угрозы американского сенатора Лугара приравнять расширение присутствия России на энергетических рынках мира к военному нападению.
Особо преуспели в создании образа врага европейские неофиты: Польша и страны Балтии. Некоторые наиболее рьяные эстонские политики, например, уже строят планы по переносу морской границы таким образом, чтобы заблокировать строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ).
Но если до передела границ еще дело не дошло, то стремление чиновников ЕС заключить присутствие России на энергетических рынках Европы в жесткие законодательные рамки становится все сильнее. Долгое время Москву уговаривали ратифицировать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), грозящий потерей самостоятельности нашей страны в энерготранспортном секторе. Столкнувшись с жесткой позицией России по ДЭХ, в Евросоюзе начали задумываться о том, чтобы на законодательном уровне запретить газодобывающим компаниям владеть газораспределительными сетями. Это угрожает "Газпрому" потерей контроля над рядом активов в Восточной Европе, а в перспективе речь может пойти и о его доле в СЕГе.
Взять страны-производители под свой контроль стремятся и США. Палата представителей, а затем и сенат поддержали законопроект, запрещающий создавать энергетические картельные структуры. Очевидно, что это своего рода предостережение России, Ирану, Катару и другим странам, высказавшим свою заинтересованность в совместных действиях на мировом газовом рынке.
На мой взгляд, стремление Запада навязать юридические формы и ограничить рамки сотрудничества между странами говорит о том, что мы являемся свидетелями становления нового этапа развития международных отношений. Мы входим в период, когда одна страна или группа стран, возомнившие себя центром мировой силы, берут на себя роль регулятора политической и экономической жизни целых регионов и континентов, ставя под удар сложившуюся систему международного права. Рискну предположить, что, как и любой слом устоявшихся норм и ценностей, нынешний этап передела мира, к которому подталкивают нас страны Запада, грозит длительным периодом нестабильности всему мировому сообществу.