Власти определят, сколько иностранных специалистов нужно России

Система квотирования иностранной рабочей силы, которая начала применяться с нового года, уже нуждается в серьезной переделке. Она не соответствует реальным потребностям регионов в рабочей силе.

По-прежнему количество нелегалов-гастарбайтеров исчисляется миллионами. Вчера эта проблема обсуждалась на Всероссийском совещании в министерстве здравоохранения и социального развития.

Как известно, уже несколько лет у нас квотируется иностранная рабочая сила, прибывающая из стран с визовым режимом. Здесь тоже не обходится без накладок, и все же система более-менее отработана. По крайней мере количество заявок работодателей соответствует количеству фактически принятых на работу иностранцев. Но с этого года введено также квотирование иностранцев, приезжающих на работу в Россию в безвизовом порядке, то есть основного потока гастарбайтеров. Именно здесь и возникли проблемы.

Напомню, что на этот год общероссийская квота для безвизовиков - 6 миллионов. Что реально на сегодняшний день мы имеем? Подразделения ФМС выдали 1 миллион 300 тысяч разрешений на работу. В то же время от работодателей получено только 335 тысяч подтверждений о том, что они приняли на работу иностранца.

Куда подевался миллион народа? Министр Михаил Зурабов убежден, что все они или почти все благополучно работают, только не оформили законные отношения с работодателями. А это значит, что цель, ради которой с этого года существенно изменили миграционное законодательство, по большому счету, пока не достигнута: у нас нет ни полного контроля за использованием иностранной рабочей силы, ни ожидаемых поступлений налогов.

Но, главное, что показали первые месяцы работы по новым миграционным правилам: никто пока не представляет, какова реальная потребность регионов, отраслей в иностранной рабочей силе. Сейчас формируются заявки на гастарбайтеров на следующий год. Так вот, пока она составляет всего 700 тысяч человек. Совершенно очевидно, что эта цифра на порядок меньше, чем реально занятых в нашей экономике иностранцев. По оценкам минздравсоцразвития, в стране сейчас работают от 8 до 10 миллионов иностранных граждан. Так какую ощероссийскую квоту устанавливать на следующий год? 700 тысяч или все же несколько миллионов? Вопрос пока остается без ответа.

Дело в том, что работодатель сегодня не несет никакой ответственности за свои заявки. Он может запросить иностранцев, но не обязан их нанимать: в конце концов у него может измениться ситуация и дополнительные руки не потребуются. А другой работодатель не подавал заявку, но его бизнес резко пошел в гору и потребовал дополнительных кадров. И он эти кадры берет из когорты приезжих работников. Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? Идеология рыночных отношений не предполагает административного воздействия на бизнес в вопросах развития. С другой стороны, когда коммерсант берет в банке кредит на несколько лет, он составляет бизнес-план. Значит, он сам себе, по крайней мере, представляет, как будет развиваться, но почему-то при этом кадровая политика на перспективу не просчитывается.

Но это придется делать. Поскольку на сегодняшний день вопросов больше, чем ответов, то, по мнению Михаила Зурабова, в следующем году система квотирования останется прежней с некоторыми усовершенствованиями, но уже к 2009 году мы должны научиться анализировать рынок труда, прогнозировать социально-экономическое развитие регионов и с достаточной точностью определять реальные потребности в рабочей силе, как собственной, так и иностранной.

Что же касается следующего года, то минздравсоцразвития предлагает ввести квотирование не просто общей численности иностранных работников, а по профессиям и квалификации.