Верховный суд Чеченской Республики приговорил к 25 годам лишения свободы некоего Ильяса Дашаева. В приговоре фигурирует всего один эпизод преступной деятельности этого молодого человека 1982 года рождения. Этот случай все же выходит за всякие рамки и по своей дикости, и по своей жестокости.
Суд установил, что уроженец селения Гехи Дашаев в составе вооруженной банды, которой командовал печально знаменитый головорез Ислам Чалаев, в начале октября 2001 года похитил трех человек - двух женщин и мужчину. Бандиты вывезли их в селение Алхан-Кала. Сначала их допрашивали и били. Потом одной женщине отрезали голову, вторую застрелили, а мужчину отпустили. Преступление бандиты записали на видео, которое потом стало отправной точкой для следователей республиканской прокуратуры.
В свое время по Чечне ходило немало шокирующих записей. Но тут следователи столкнулись с тем, что бандиты похитили семью, в которой муж Хасан Эдильгиреев был чеченцем, а жена Татьяна Усманова - русской. Ее подруга Лена Гаевская также была русской. Позже на суде единственный обвиняемый Дашаев - остальные члены банды вместе с главарем к тому времени были уничтожены - пытался представить, что семью похитили якобы за сотрудничество с федеральными властями. Но гособвинитель считал иначе. На кадрах страшного видео запечатлены последние мгновения жизни несчастных женщин, и тот, у кого выдержат нервы досмотреть запись до конца, поймет, что убийства были совершены только потому, что русская, по мнению бандитов, не должна была жить с чеченцем в мире и одной семьей.
К началу 2000-х годов ситуация в Чечне сильно изменилась по сравнению с серединой девяностых. Если в первую чеченскую кампанию чеченцев не надо было уговаривать сражаться с федералами, то после нападения банд Басаева и Хаттаба на Дагестан люди стали смотреть на роль так называемых полевых командиров совсем по-другому. Многие чеченцы поняли, что их настоящие враги вовсе не в России, и стали помогать федеральной власти налаживать мирную жизнь в разрушенной республике.
Это бандитам Чалаева и не давало покоя. Поэтому они, убив жену и ее подругу, отпустили чеченца. Прокуратура уверена, что чеченца Эдильгиреева оставили в живых не потому, что он меньше, чем его жена, сотрудничал с властями. Бандитам нужно было демонстративно стравить русское население с чеченцами. Поэтому они все снимали на видео, для этого потом тиражировали страшные кадры по Чечне.
На глазах у мужа его жену положили на землю и вырыли ямку для стока крови. Дашаев держал несчастную за руки и ноги. Первым с ножом к жертве подошел Арби Хасханов. Он сделал несколько надрезов на шее женщины. Потом за нож взялся Адлан Бараев, который также заправским движением мясника резанул по горлу. Завершил дело Дашаев, который отделил голову женщины от тела, а потом встал и держа ее за волосы с довольным видом стал позировать в камеру. Оператор, еще один из бандитов, небезызвестный Хамзат Тазабаев по кличке Тазик, удовлетворенно снимал страшное действо.
Эдильгиреев до сих пор без содрогания не может вспоминать, с какой жестокостью они убивали жену. На видео видно, что палачам нравится их "работа".
Прокуратура на суде требовала пожизненного заключения для Дашаева, но суд не согласился с доводами гособвинителя. Судья хоть и посчитал вину Дашаева доказанной, дал подсудимому 25 лет. Прокуратура не согласилась с приговором и на днях собирается подавать кассационное представление.
Она считает, что демонстративное страшное убийство требует максимального наказания. Бандиты, которые пытаются такими кровавыми актами разжечь пламя межнациональной вражды, должны знать, что их ждет только одна перспектива - до конца своих дней сидеть за решеткой.