Приз ФИПРЕССИ (жюри международной кинопрессы) режиссеру Хансу-Кристиану Шмиду, "Серебряный медведь" "лучшей актрисе" - Сандре Хюллер на Берлинском кинофестивале, диск "лучшему режиссеру" на кинофестивале в Чикаго, титул "лучшего фильма" и "лучшей актрисе" в Сиджесте, два аналогичных приза ассоциации кинокритиков Германии, etc, etc... Компания "Кино без границ", представляя в России эту психологическую драму, на московской премьере фильма в модном лице Сэма Клебанова обнадеживала: это кино, оставляющее очень долгое печальное послевкусие. Кино о демонах, которые нас мучают, и о том, кто этих демонов создает.
История "Реквиема" кажется невероятной, но тем не менее в основу сценария Бернда Ланге легли реальные события. В 1973 году на экраны вышел фильм "Экзорцист" Уильяма Фридкина, и по всему миру прокатилась волна экзорцизма. То ли Уильям Фридкин отразил неожиданно возникшие и накопившиеся в обществе конца двадцатого столетия средневековые настроения, то ли его картина оказала такое мощное эмоциональное воздействие и спровоцировала психиатрические сдвиги в головах верующих. Но факт остается фактом: независимо от причинно-следственных связей внимательно прислушивающиеся к себе религиозные люди с психологическими проблемами иногда начинали находить у себя признаки бесноватых. И экзорцизм (латинское слово, производное от греческого "заклинать", употребляемое разными религиями для обозначения практики "изгнания" демонов из людей, животных и предметов) на время в просвещенном Западном Берлине стал таким же обыденным понятием, как сейчас, например, импичмент.
Ханс-Кристиан Шмид рассказывает об одном таком случае, действительно имевшем место быть на юге Германии в 70-х годах прошлого века. Но интересует его не религиозный аспект, а прежде всего психологический, а в некоторые моменты - можно даже сказать - медицинский. Главная героиня - Михаэла - двадцатилетняя девушка из верующей семьи. У нее есть друг - отец, поддерживающий дочь во всем, очаровательная младшая сестра и враг номер один - религиозная до фанатизма мать, воспитывающая своих девочек, точно в монастыре. Бесконечные молитвы, обязательные для посещения службы, более чем скромная одежда, глаза, постоянно возведенные к небу. Михаэла - дочь примерная, но сознательная: повзрослев, она понимает, что только этим не хотела бы ограничивать свою жизнь, втайне от матери подает документы в университет в другом городе и - поступает!
Переезд из родительского дома в студенческое общежитие - путешествие на другую планету, на которой (то есть в университете, вдали от родителей) она находит себе настоящих друзей, любовь не только к Богу, свободу, становится почти счастливым и совершенно самостоятельным человеком. Есть только одно большое но: иногда после нравоучений матери, обычно заканчивающихся ссорами, ей начинают слышаться голоса "злых духов" и мучить галлюцинации. Она внушает себе, что не может подойти к кресту, когда она пытается дотронуться до распятия, пальцы ее скрючивает судорога, во время молитв у нее случаются настоящие истерики.
Дело в том, что девушка страдает эпилепсией.
Но девушка в больницу не хочет категорически. Она считает себя не сумасшедшей (а кто же из больных это признает), а одержимой. Существование нечистой силы в своем теле она признает, а голоса разума слушать категорически отказывается: пожилой священник, знающий историю ее семьи и все ее проблемы со здоровьем, тщетно пытается объяснить Михаэле, что распятия - это только символы, а злые духи - придуманные ею же самою существа. И лучшая подруга оказывается мудрее всех ее родственников, требуя от Михаэлы перестать зацикливаться на своем безумии: "Да никого в тебе нет! Есть только ты".
Но вместо того чтобы лечить сильное нервное расстройство на религиозной почве, его начинают усугублять. Мать приглашает молодого священника (такого же, как и она, фанатика), и тот с невероятным воодушевлением - еще бы, наконец такой колоритный случай среди скучных исповедей в его практике - начинает "изгонять дьявола" из тела.
А демонов-то никаких в ней и не было.
Как остроумно заметил один из рецензентов после мировой премьеры фильма в Берлине, "психически неуравновешенную девушку, которую лечить надо было, доконали врачи, религиозная мама и один добрый священник".