Коллекция из 350 произведений живописи и декоративно-прикладного искусства XVIII - XX веков, собиравшаяся в течение 30 лет, все это время хранилась в лондонской и парижской квартирах четы музыкантов. Собиралась она постепенно еще в те времена, когда бума на русское искусство не было и в помине. Скажем, относительно недавнее приобретение: большое панно Николая Рериха "Сокровище ангелов" (1905) обошлось им в 1998 году на аукционе того же Sotheby s в 287,5 тысячи фунтов. Теперешняя его предварительная оценка - 800 тыс. - 1200 тыс. фунтов. Таким образом, коллекция Ростроповича-Вишневской представляется еще и перспективной инвестицией.
В аннотации к аукциону Sotheby s приведены воспоминания Галины Вишневской: "...Когда в 1978 году нас лишили гражданства, мы приобрели квартиру, в которой жили все эти годы. Квартиру, которую мы решили сделать Русским домом, такой она и осталась до сих пор... Мы покупали произведения во всех странах мира... Я люблю фарфор. Русский фарфор - это что-то особенное. Я сразу отличу его от любого другого - там, где выставлено несколько вещей, я сразу же найду русскую... Мне интересно вспоминать, когда и как я покупала те или иные предметы, какие впечатления у меня возникли, когда я впервые видела их".
В сферу коллекционерского интереса Ростроповича-Вишневской в основном попадали вещи, так или иначе связанные с историей Российской империи. Наряду с действительно художественными произведениями, такими, как упомянутое панно Рериха, или эскиз Александра Бенуа к постановке "Аполлон и Дафна" (оценка - 15 - 20 тыс. фунтов), или панно "Охота" мирискусника же Ивана Билибина (120 - 180 тыс. фунтов), в собрании немало исторических раритетов. Таких, как "Конный портрет великого князя Петра Федоровича" (будущего Петра III) кисти Георга Гроота (40 - 60 тыс. фунтов), а также ценная подборка произведений Императорского фарфорового завода екатерининского, павловского и николаевского времени - лучшего времени для этого производства. Не говоря уже о продукции фарфоровых заводов Гарднера, Попова, Кузнецова и Юсупова (последний организовал мануфактуру в родовом имении Архангельское). Любовь к русской старине чета коллекционеров распространила и на работы более позднего времени, в которых сквозила национальная историческая тема. Так, например, в их собрании оказалась работа не очень известного русского художника Сергея Иванова рубежа XIX - XX веков "Крепостные боярина" (40-60 тыс. фунтов). Но, возможно, для уехавших из СССР ключевым словом при покупке стало как раз "крепостные".
Распродажа коллекции, о которой была договоренность еще при жизни Мстислава Ростроповича, связана с тем, что Галина Вишневская планирует окончательно обосноваться в России и потому распродает свою зарубежную собственность. По ее словам: "Нам хотелось, чтобы ценные вещи, которые мы собирали с любовью столько лет на протяжении нашей жизни, перешли к настоящим знатокам, людям, которые любят русское искусство и русский антиквариат".