16.07.2007 01:10
    Поделиться

    Юрий Мамин: Оказывается, можно быть счастливым и без денег

    Режиссер Юрий Мамин живет по пословице "Даже в пустыне можно найти абсурд, но не каждый верблюд найдет туда дорогу". Сатира для него - жанр, который умирает. Его последний проект, который выходит после десятилетнего перерыва, - притча "Не думай про белых обезьян".

    В главных ролях - московские актеры Михаил Тарабукин (сериал "Солдаты") и Катерина Ксеньева, ставшая известной после сериала "Русские страшилки", где сыграла на пару с Юрием Гальцевым, отчаянно изуродовав себя косоглазием и кругленькими очками. Девушка-открытие претендует на то, чтобы именоваться русской Одри Хепберн. Во всяком случае, заряд лиричности и неожиданный для комедии трагизм позволяют на это надеяться. Двух других героев исполняют Алексей Девотченко и примелькавшийся мим из театра "Лицедеи" Анвар Либабов.

    Российская газета | Кто-то из журналистов назвал "Не думай про белых обезьян" логическим продолжением "Окна в Париж". Это потому, что действие протекает на крышах?

    Юрий Мамин | Это совсем другой сюжет, но правильно вы начали с петербургских крыш. Действительно, действие происходит, как и в "Окне в Париж", на крышах. Я даже стал задумываться: почему меня влекут крыши? В Москве такого нет: Москва - разновысотный город. А в центре питерском дома примерно одного роста. Это создает такую фантастическую вертикаль, словно альтернатива земной плоскости. Когда ты на крышах, то понимаешь, что внизу проходили эпохи, один властитель сменял другого, начинались и заканчивались революции, а здесь совершенно другой мир, сюда не все долетало. Иногда вот так выглянешь и увидишь, как там ползают мелкие букашки и транспорт. А на самом деле это совсем-совсем другой мир, где и город, и история как бы один на один.

    РГ | А в чем суть эксперимента?

    Мамин | Эксперимент в том, что эта картина - в стихах. Поначалу сценарий был написан прозой. И вдруг мне пришла в голову идея: почему бы героям не заговорить стихами?! Почему стихи? В жизни и в искусстве все повторяется, все - дежавю. Люди на дачах, в магазине, в театрах, утром за завтраком или ночью в постели говорят одинаковые вещи. Чего-то свежего очень мало. Но если все это зарифмовать - получится игра. В идеале зритель через десять минут должен забыть, что актеры разговаривают стихами, и воспринимать стихотворную речь как нечто единственно возможное. При Шекспире, Лопе де Вега вообще было стыдно выйти на сцену и говорить прозой!

    РГ | А про что фильм?

    Мамин | Когда мы делали "Окно в Париж", у меня там на голову француженке свалился пакет с грязью. Мне сказали: "Ну, это ты перебрал! Нет такого!" Приехала к нам француженка. Первый день съемок мы работали в милиции, актриса попросилась в туалет. А там расколотый унитаз, цепочка сорвана, и лежит такая здоровая куча, будто слон нагадил. Актриса до этого была нервная, раздраженная, все время скандалила. А тут выходит из туалета побледневшая и спокойно говорит: "Я поняла, как надо играть, давайте снимать. Здесь все в дерьме!" Так что, чем больше живешь, тем больше понимаешь, что любой сюжет позволяет тебе высказаться почти обо всем. Сейчас все говорят и думают только про деньги - это центр, на котором держится идеал общества. Каждый хочет стать олигархом. Когда деньги становятся главными - не главной становится жизнь. Можно все продать. Можно продать врагу солдата и оружие, потому что за это платят деньги. Когда деньги главное, все остальное НЕ ГЛАВНОЕ. Но смысл нашего фильма в том, что, оказывается, можно быть счастливым и без денег.

    РГ | Говорят, вы специально подбирали актера, похожего на Романа Абрамовича? Это досужий вымысел или правда?

    Мамин | Да, это была такая цель, и нам повезло, мы нашли такого человека, мы своей цели добились. Главного героя - молодого официанта, мечтающего стать олигархом, играет Миша Тарабукин, похожий на Абрамовича, а на главную женскую роль приглашена молодая актриса Катерина Ксеньева. Катерина играет страдательную натуру, она представитель богемного мира. Она женщина изящная, быстрая, тонкой кости, нервная, темпераментная..

    РГ | Катерина, вопрос к вам. Я слышал, что отборщики последнего Каннского фестиваля проявляли обостренный интерес к новой картине и лично к вам. Это так?

    Катерина Ксеньева | Жоэль Шапрон, эксперт фестиваля по странам Восточной Европы, смотрел материал, и он ему очень понравился. Проблема только в том, что Юрий Борисович не успел закончить фильм. Там сложная компьютерная графика, она требует филигранной работы и времени: например, оживающие полотна Босха или откровенные эротические гравюры эпохи Возрождения. Работа над фильмом так кропотлива, что только это помешало нам успеть к Канну в 2007-м. Но ведь будет и следующий год! Смею сказать: наш режиссер прежде всего заботится о зрителях и поэтому торопиться не будет. Ему важно качество. Его можно назвать очень коммерческим автором. Могу сказать по секрету, что фильм самому автору уже нравится, и это - здорово!

    РГ | Почему такое необычное название - "Не думай про белых обезьян"?

    Ксеньева | Название чисто буддистское. Фильм начинается с притчи на китайском языке в виде компьютерной анимации. К старцу буддисту в пещеру отшельника приходит молодой странствующий монах с просьбой открыть ему третий глаз. "Нет ничего проще, - говорит ему старец. - Ступай в келью и всю ночь постарайся не думать про белых обезьян". Наутро молодой монах бросается к старцу в ноги: "Что вы со мной сделали! Я теперь только и думаю, что про этих самых белых обезьян!" - "А вот когда ты перестанешь думать о них, тогда и откроешь в себе третий глаз", - сказал ему старец и выгнал прочь... Надо признаться, что я получила благословение на фильм у самого далай-ламы. Специально летала к нему на аудиенцию.

    РГ | Сложно было говорить стихами?

    Ксеньева | На самом деле это завораживает и держит в напряжении! Весь фильм идет в таких ядреных, потрясающих стихах и под жесткий ритм! Фильм музыкальный. Но я сама певица, поэтому это не составило для меня большого труда.

    РГ | Мне показалось, что вы воплощаете на экране образ почти ностальгический, немного напоминающий Одри Хепберн, при этом ваша героиня сумасшедшая. Как это сочетается?

    Ксеньева | Знаете, каждая из тех, кто способен любить без оглядки, и каждая из тех, кого в ответ предают, может оказаться в сумасшедшем доме. В том числе и я сама. Мне просто больше повезло в жизни, чем моей героине Дашеньке. Она такая артистическая натура: полунатурщица, полуактриса, которая вместе с друзьями - художником-алкашом Геной и буддистом по прозвищу Ху Пунь - сбежала из психиатрической клиники. Вот с этими-то богемцами и встречается главный герой, будущий олигарх, и жизнь его летит кувырком!

    РГ | Катя, ваш фильм про любовь. А про любовь - это еще актуально?

    Ксеньева | Сейчас я встречаю очень много одиноких молодых мужчин и женщин. И те, и другие делают вид, что независимы и счастливы, с головой уходят в бизнес или творческую работу. И те, и другие обзаводятся собачками, кошечками, у кого-то есть дети, но нет семьи, или наоборот - целая вереница семей, где жены и мужья сменяют друг друга, как прошлогодняя листва. Мужчины, обложившись капиталом, упрекают женщин, что те хотят их использовать. Женщины упрекают мужчин в сволочизме. И те, и другие глобально одиноки. "Не нужно привязок", - говорят они. Это очень страшная и лживая формула! Нужны привязки, ой как нужны! Без них жизнь теряет смысл! Да, это трудно - жить вдвоем долго-долго, любить, доверять, прощать и терпеть друг друга - всю жизнь "и в горести, и в радости". Погибать, проходя через мытарства и искушения, и опять возрождаться, чтобы еще раз простить и продолжать вместе земной путь, когда любовь - уже не страсть, а глубокая духовная близость и когда два человека становятся одним существом и не могут жить друг без друга. Но в этом - великий смысл бытия мужчины и женщины, а все остальное - лишь сделка с судьбой.

    Поделиться