17.07.2007 02:00
    Поделиться

    "Газпром" строит газопроводы, а Европа ищет новых поставщиков

    Одним из важнейших итогов первого полугодия стали два прорыва России в реализации своей энергетической стратегии. И в начале этой недели вице-премьер Сергей Нарышкин подтвердил намерение России, Казахстана и Туркмении подписать к сентябрю межправительственное соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода.

    Напомним, что по инициативе нашей страны в мае-июне были приняты решения о строительстве Прикаспийского и Южно-Европейского газопроводов ("Южный поток"). Особую остроту придало то, что в обоих случаях эти проекты существенно скорректировали планы Запада, и не в его пользу. Это ярко проявилось в "битве при Каспии", дружно окрещенной наблюдателями одной из самых значительных внешнеполитических побед России.

    Любопытно, что германская Der Spiegel недавно назвала президента России "мировым шахматным гроссмейстером, играющим трубопроводами". Курс последних двух лет, проводимый Россией, в полной мере оправдывает такую афористичность, с той поправкой, что речь идет о нормальной реакции на возникшие риски и об использовании конкурентных преимуществ страны.

    При подписании договора между "Газпромом" и итальянской энергетической компанией "ЭНИ" глава минпромэнерго Виктор Христенко вполне дипломатично заявил, что "в последнее время резко возросли наши поставки в европейские государства, но ни о какой угрозе энергетической безопасности тому или иному государству речи нет". И добавил, что газопровод, уже получивший название "Южный поток", - именно тот случай, когда цели проекта совпадают с целями правительств и населения европейских стран. Поясним, что по проекту 900-километровый Южно-Европейский газопровод проложат по дну Черного моря. Однако на Западе далеко не все разделяют точку зрения России о безопасности таких проектов для энергетической безопасности Европы.

    Так, сразу после подписания соглашения заместителю главы "Газпрома" Александру Медведеву пришлось доказывать, что проект Южно-Европейского газопровода не является альтернативой проекту Nabucco: "Южный поток" не направлен против какого-то конкретного проекта - он самодостаточен". Дело в том, что Евросоюз намерен добиться реализации строительства нового коридора импорта газа, который известен как транскаспийский газопровод Nabucco. Это проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тысячи километров в обход России из Азербайджана или Ирана через Турцию и Балканы в страны Евросоюза, прежде всего Австрию и Германию. Предполагаемая мощность - 30 миллиардов кубометров в год. Однако Иран вышел из игры по политическим причинам, а старый вариант, то есть транспортировка газа Азербайджана, Туркменистана и Казахстана по уже построенной трубе Баку-Тбилиси-Эрзерум, под большим вопросом. Туркменистан и Казахстан продают газ "Газпрому", а ресурсов Азербайджана не хватает. Особое беспокойство "Южный поток" вызывает у Турции, поскольку без договоренности с Россией теперь проект Nabucco едва ли может быть реализован.

    Реверанс в сторону России сделал недавно исполнительный директор Nabucco Рейнхард Митчек, заявив, что Nabucco никак не повлияет на уже существующий российский "Голубой поток". Кстати, это газопровод, построенный "Газпромом" также вместе с "ЭНИ", соединивший по дну Черного моря Россию и Турцию, является проблемной точкой для России. Пока проект не приносит прибыли партнерам: он загружен меньше чем наполовину, а оператор газопровода несет убытки.

    Эта коллизия, конфликт геополитических интересов глобальных энергетических игроков имел предысторию. Альянс России, Казахстана и Туркменистана, решивших строить Прикаспийский газопровод, стал препятствием на пути геополитических планов США в Центральной Азии. Планы Казахстана и Туркменистана диверсифицировать пути поставок газа на мировые рынки давно стали предметом пристального внимания США и Евросоюза, которые увидели в этом исторический шанс уменьшить зависимость европейских государств от поставок российских энергоносителей. Именно поэтому возник проект строительства "транскаспийского газопровода". Но, как видим, Россия в мае этого года сумела убедить Ашхабад в экономической целесообразности прикаспийского маршрута, хотя президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов пока предпочитает отвечать на вопросы о перспективах транскаспийского газопровода в уклончиво-дипломатической манере.

    Более того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отказался от участия в варшавском энергетическом саммите "пятерки", в которую, помимо Польши, входят Азербайджан, Грузия, Украина и Казахстан. Это мероприятие прошло одновременно с майским визитом российского президента в Казахстан и Туркменистан. Главной темой саммита должен был стать поиск источников нефти и газа, альтернативных российским, а также определение маршрутов их поставки в Европу. Без Назарбаева стало ясно, что экспорт казахстанских энергоносителей по-прежнему будет контролироваться Москвой.

    Обе "стороны медали" лучше всего демонстрирует проект, с которого и начался новый этап взаимодействия "Газпрома" с потребителями, минуя капризные страны-транзитеры вроде Украины. Северо-Европейский газопровод, прокладка которого началась в декабре 2005 года, соединит Россию с Германией по дну Балтийского моря. По Северному потоку Евросоюз уже в 2011 году получит 27,5 миллиарда кубометров российского газа, а еще через два года за счет поставок со Штокмановского месторождения объем поставок удвоится. Недавно акционеры Северо-Европейского газопровода, теперь называющегося North Stream AG, в лице "Газпрома" и немецких концернов BASF и E.ON согласились пустить в проект нидерландскую транспортную компанию Gasunie. И это еще больше подчеркивает незаменимость для Евросоюза этого проекта.

    Но одновременно продолжаются и попытки противодействия, причем не только в виде экологических претензий со стороны балтийских стран. "Газпром" может быть исключен из проекта строительства Северо-Европейского газопровода (Северный поток) по дну Балтийского моря", - заявила 16 июня комиссар Европейского союза по вопросам конкуренции Нииле Кроэс. Этот демарш еврокомиссар связала с обсуждаемыми сейчас планами реформы европейской энергетической отрасли. А они предусматривают разделение активов европейских энергетических корпораций. В результате должны возникнуть полностью независимые компании, одни из которых будут заниматься производством энергии, а другие - ее продажей и транспортировкой. "Cтержень" интриги понятен: многие в Европе очень не хотят вхождения "Газпрома" в транспортную инфраструктуру, которое дает выход на конечного потребителя.

    Поделиться