17.07.2007 08:00
    Поделиться

    Примерно 60 процентов выпускников вузов разочаровываются в выбранной профессии

    Примерно 900 тысяч молодых специалистов выпускаются ежегодно российскими вузами. Однако, по мнению экспертов, процент выпускников вузов, целенаправленно ищущих определенное место, должность или вакантную специализацию, невелик.

    С 28-летним Кириллом я познакомился в автобусе. Он из Чувашии, получил высшее образование в одном из престижных столичных вузов. По профессии инженер-электротехник, но работает... дворником в Москве. "Я очень мало знал о выбранной специальности, когда поступал в университет, - признался Кирилл. - Начал сомневаться в своем выборе уже на третьем курсе, но надеялся, что со временем все придет в норму. Ломал себя, заставлял через силу посещать занятия. Напрасно. Ожидания не оправдались".

    Через два месяца после испытательного срока на фирме, куда его взяли, что называется, с ходу, он уволился. И - вдохнул с облегчением. Начал искать новое место. Работал сторожем на автостоянке, разнорабочим на строительстве в Москве. Сдал экзамены на водительские права и три месяца крутил баранку. Некоторое время был безработным. Сейчас же подметает улицы, а зимой убирает сугробы. Это с красным вузовским дипломом.

    У 25-летней Лены похожая история. Она сразу после школы поступила в университет. Училась на бухгалтера. Профессию ей выбрали родители. Сама девушка редко задумывалась о будущей карьере. Единственное, что хотела, - получить диплом. Получила. Устроилась на солидное предприятие. Не прошло и полгода, как Лена уволилась. Заявила, что "мышиная возня" в бухгалтерии ей крайне надоела. Работа с цифрами и бумагами- не ее стихия. Несколько месяцев сидела на шее родителей. Состояла на учете в Центре занятости. В итоге ушла на рынок. Сейчас девушка продает журналы и газеты в ларьке.

    Подобных примеров очень много. Люди, имея высшее образование, не работают по специальности. Зачем, спрашивается, пять лет корпеть над учебниками? Чтобы, получив корочку, забросить ее в дальний ящик письменного стола? Хотя стоит ли этому удивляться, если некоторые студенты-первокурсники (обычно технических вузов) даже и не знают, на кого конкретно учатся: не могут точно назвать своей специальности, затрудняются сказать, чем будут заниматься в будущем.

    Другая причина неправильного выбора профессии - огромное влияние родителей. Не секрет, что некоторые слишком заботливые мамы и папы не дают шагу ступить своему ребенку и все решения принимают за него. Желая, чтобы их чадо продолжил профессиональное поприще своих пращуров, они сами определяют ему место учебы и специальность, не обращая внимания на его склонности и способности.

    Руководитель отдела Академического центра занятости населения Юго-Западного административного округа Москвы Александра Ольшанская утверждает, что примерно 60 процентов выпускников вузов разочаровываются в выбранной профессии. По ее мнению, главная причина неправильного выбора профессии - это неспособность самостоятельно определиться. "Молодые люди не знают, что конкретно хотят, - говорит она. - Они идут на поводу у родителей или друзей. "Я не хочу быть хуже других", "другие пошли, и мы пошли" - вот такими правилами руководствуются ребята. Они выбирают "модные" и высокооплачиваемые специальности, чтобы добиться материального и финансового благополучия. А в итоге остаются ни с чем, так как не взвешивают заранее своих возможностей.

    Огромное количество коммерческих институтов тоже влияет на современное состояние рынка труда. "Дело в том, что это упрощает поступление и, как результат, расслабляет выпускников школ, - поясняет Александра Валерьевна. - Они, еще не сдав школьные экзамены, уже автоматически зачисляются в коммерческие вузы - был бы тугой кошелек у родителей. При этом качество образования некоторых коммерческих вузов не назовешь идеальным. Стоит ли удивляться большому количеству безработных выпускников. Я уже не говорю о личностных способностях, которые не всегда соответствуют желаниям и выбранной профессии".

    Во многих высших учебных заведениях существуют службы, которые взаимодействуют с центрами занятости по трудоустройству выпускников. Но порой и соискатели теряют энтузиазм к работе, сталкиваясь с такой проблемой, как низкая заработная плата. При том, что работодатели нынче взыскательные и крайне требовательные. От 20-летнего студента хотят получить сразу все - и опыт, и качественную работу, и покладистый характер. "Недостаток опыта- пожалуй, самое главное препятствие найти хорошее место",- говорит Александра Ольшанская.

    По словам Ольшанской, у них как минимум уже около десяти человек - в основном бухгалтеры, юристы, экономисты и биологи - нуждаются в подборе работы, но, как правило, не считают нужным признаваться безработными. "Немаловажное значение имеет и тот факт, что рынок труда с каждым годом меняется", - замечает она. Количество узких специальностей, требующих дополнительных навыков, быстро растет. Поэтому очень часто выпускникам приходится снова учиться в центрах дополнительного образования, что не все могут себе позволить. Так возникает несоответствие возможностей выпускника требованиям рынка труда.

    Так какие специальности сегодня наиболее востребованы? Мнение экспертов однозначно: это строители всех профилей, электрики, каменщики, маляры, штукатурщики и многие другие. Лидерские позиции удерживают водители. От них не отстают учителя, врачи и социальные работники.

    "На рынке труда по-прежнему ощущается переизбыток экономистов и юристов?" - спрашиваю я. "К сожалению, да, - отвечает Александра Ольшанская. - Это действительно самые "модные" специальности на сегодняшний день. Однако потребность - особо подчеркну - в высококвалифицированных юристах и экономистах есть и будет всегда. Но проблема в том, что хороших опытных молодых специалистов крайне мало.

    Карьерные ожидания выпускника государственного вуза

    Бизнесмен, владелец собственного дела - 10,6%

    Управляющий, топ-менеджер - 28,2 %

    Менеджер среднего звена - 12,6%

    Специалист - 42,3%

    Квалифицированный рабочий - 4,6%

    Карьера меня не интересует - 1,7 %

    По данным журнала "Обучение и карьера"

    Поделиться