17.07.2007 03:10
    Поделиться

    Михаил Маргелов: Россия и США должны быть партнерами

    В этом году исполняется 200 лет российско-американ-ским отношениям. Эти отношения за два столетия существенно влияли на общую ситуацию в мировой политике, зачастую определяя ее. В прошлом веке эти две страны задали миру двухполюсную конфигурацию, после того как их союзничество во время Второй мировой войны сменилось противостоянием в войне "холодной".

    Век двадцать первый своими коллизиями не уступает прошедшему. И, по здравому смыслу, Россия и США должны быть сегодня партнерами. Об этом мне пришлось на днях читать лекцию в ПИР-центре.

    Прошло время, когда политики и эксперты называли российско-американские отношения "стратегическим партнерством". Сегодня звучат другие определения - "выборочное сотрудничество", "низшая точка отношений за последние двадцать лет", "возврат к политике сдерживания" и даже - к "холодной войне". Что и говорить, наши отношения однозначной оценке не поддаются. Если брать во внимание риторику с двух сторон, то их охлаждение несомненно. С другой стороны: мир таков, что это охлаждение выглядит неестественным. Будто обе стороны нарочно ослабляют себя в борьбе, как сказали бы в нашем МИДе, с новыми вызовами и угрозами. Добавлю, что и старые вызовы и угрозы еще не побеждены. Тратить силы на противоборство в этих обстоятельствах не практично.

    По здравому смыслу, США и Россия должны бы дружно работать на всех направлениях мировой политики. И могли бы обратить свои отношения к обоюдной выгоде. Понятно, для этого нужен систематический диалог с соблюдением законов этого жанра. То есть терпеливо "довольствоваться тем, что нас уже объединяет, и уважать то, что пока разъединяет". Принцип реальной политики плохо совместим с переговорами. Между тем только в постоянном диалоге и можно выяснить, какой характер отношений нам по силам - стратегическое партнерство, выборочное сотрудничество или что-нибудь еще. Известно, что характер этот колеблется от союзнического до враждебного. И пока что окончательных концепций по отношению друг к другу стороны не выработали. Но я отметил бы среди прочих наследие прошлого, остаточные явления ядерного противостояния. В них источник многих наших недовольств и несогласий.

    Отношения таких стран, как Россия и США, с необходимостью должны охватывать самые важные глобальные и региональные проблемы. Все, вокруг чего сегодня сосредоточена мировая политика. Это, кстати, те самые области, в которых наши страны друг другу нужны. Конечно, с этими проблемами и вдвоем не справиться. Сотрудничество даст эффект, если общие инициативы поддержат и другие страны.

    После 11 сентября одной из таких проблем стала борьба с терроризмом. К этому надо добавить ядерную область, энергетику, противодействие распространению ОМУ, массовым заболеваниям.

    Общего внимания США и России требуют прежде всего вопросы безопасности. США хотят отвечать за весь мир, в том числе - за стабильность в Евразии. Но в Евразии нет страны, с которой Россия не была бы актуально или исторически связана. Россия озабочена безопасностью континента не менее США. Интересы сторон здесь совпадают. При этом американцам следует считаться с особенностями постсоветского пространства. С особым влиянием, которое Россия на него оказывает. Ведь она - потенциальное ядро этого пространства.

    По здравому смыслу, России во всех отношениях выгодно сотрудничать с США. И наоборот. Эта выгода в том, что возможности наших стран для достижения собственных интересов в этом случае складываются. Разрыв же с мировым лидером означает для России прекращение модернизации. Сегодня модно настаивать на самобытности. Видимо, для того, чтобы на эту самобытность списывать трудности и недостатки. Пути модернизации во многом универсальны. Большинство общественно-политических и экономических инноваций в Россию пришло не с Востока, а с Запада. И сейчас при известных издержках российская модернизация - это усвоение европейского опыта и стандартов. Россия - член Совета Европы и в целом выполняет регламент этой организации. В манере же ведения дел нашим бизнесом есть и элементы американской культуры предпринимательства.

    Недавно Россия показала, что готова к широкому партнерству с США. Президент Путин предложил президенту Бушу совместно работать над системой ПРО. Легко вообразить все следствия такой работы. Это и большая открытость, и признание общих противников, и технико-экономическое сотрудничество, и т.д. Иначе говоря, мы в рабочем порядке пришли бы к тому, что авансировали в свое время как стратегическое партнерство.

    В некоторых и достаточно важных направлениях у наших стран есть расхождения. Например, и Россия, и США равно заинтересованы в мирном урегулировании на Ближнем Востоке. Россия полагает, что для дела полезно собрать большую конференцию по Ближнему Востоку. В ней могли бы участвовать, помимо членов квартета, другие страны региона и разные политические группы. США же проявляют чрезмерную щепетильность, не считая эти страны и группы "договороспособными".

    Россия не полагается на санкции как на единственно эффективные меры против тех, кто нарушает международные договоренности. США, наоборот, налагают их налево и направо, будь то страны, фирмы или частные лица. По мнению России, распространение демократии в исламском мире с помощью оружия только умножает экстремизм. Тому много примеров и сегодня, и в недавнем прошлом. Будто к странам "оси зла" другие методы модернизации неприменимы.

    Россия хочет вести политику согласия, чтобы значимые решения принимались консенсусом. Известна российская позиция по Косово. США - за план фактической независимости края от Сербии. Россия за то, чтобы статус этой территории был согласован с Белградом. Навязанное решение усилит конфликтность на Балканах. Косовары сегодня попросту шантажируют Запад, грозя по сути войной. Это опасный прецедент для постсоветского пространства. Здесь есть самоопределившиеся, но не признанные мировым сообществом государства.

    Российские и американские интересы часто пересекаются. И создается впечатление их постоянного противостояния - войны интересов. Однако соперничество - не война. Здесь возможны компромиссы. Но порой прийти к ним мешают навязчивые стереотипы.

    Как-то в ПАСЕ весьма опытный английский депутат спросил меня, а "может ли в России вообще быть демократия". Это показательный вопрос, который на Западе задают даже образованные политики, журналисты, министры и члены парламентов. То есть стереотипное отношение к России присуще и тем кругам, которые должны бы разбираться в демократических институтах.

    Запад часто судит о России заведомо. Например, гражданам России приписывают наследственный антидемократизм. Приписка становится стереотипом. А из него легко выйти и на заведомые следствия. Если народу демократия чужда, то власть по определению авторитарна. У такой власти, кроме имперского, никакого иного мышления быть не может. А "православная солидарность" будто придает русским неистребимую временем вражду к Западу. В свою очередь, часть российского населения считает Запад неискренним и эгоистичным. Некоторые наши граждане уверены, что Запад хочет развалить страну, лелеет против России чудовищные замыслы, что люди на Западе лишены духовности, ненавидят нас и творят нам пакости. Так что западные стереотипы по отношению к России подкрепляются российскими стереотипами по отношению к Западу.

    Можно ли преодолеть стереотипы? Разумеется, можно, поскольку они ничего общего с действительностью не имеют. В России минимум две трети ВВП производится частниками. В России коммунисты набирают меньше десяти процентов голосов. В России после последних выборов Дума обновилась наполовину. В США, как правило, теряют свои места гораздо меньше депутатов. В России количество частных газет, телестудий, радиостанций сегодня в три раза больше, чем в 90-х годах. И несопоставимо больше в сравнении с любым самым либеральным периодом ее истории. В России шесть-семь миллионов граждан ежегодно обращаются в суды, в том числе в Европейский суд по правам человека, где выигрывают иски против властей. И т.д. Смею думать, что стереотипы сегодня на самом деле изживаются, становятся чисто пропагандистской категорией. О них вспоминают, как только доходит до рабочего столкновения интересов.

    В Москве накануне саммита президентов встретилась рабочая группа "Совет Федерации - сенат конгресса США". Ни один из участников стереотипами не пользовался. Мы беседовали о вещах, достойных представителей наших стран. Получили в очередной раз заверение, что поправку Джексона - Вэника до президентских выборов планируют отменить. Наша встреча не первая. И тон дискуссий внушает оптимизм. У нас большой потенциал сотрудничества, если угодно, по необходимости. Не говорю даже о каких-то новых совместных институтах.

    Скажем, работу в рамках созданного почти десять лет назад Центра обмена данными о пусках ракет. Или укрепление режима контроля над ракетными технологиями. США и России по силам установить международные стандарты по обращению с ядерными материалами. Обе страны равно ответственны за режим нераспространения ОМУ - его давно надо ужесточить. У нас есть возможности не соперничать, а сотрудничать на постсоветском пространстве, в той же Центральной Азии. Здесь общие угрозы - наркотрафик, терроризм, исламский экстремизм.

    Прямые американские инвестиции в экономику России составляют одиннадцать млрд долларов. В свою очередь российские инвестиции в США достигли сопоставимого уровня. Экспорт США в Россию последние три года растет с ежегодным темпом в двадцать процентов. С 2005-го по 2006 год товарооборот между нашими странами увеличился на сорок процентов и превысил пятнадцать млрд долларов. Но ведь это всего три процента в товарообороте России. А мы во внешней торговле США весим менее процента.

    На недавнем Международном экономическом форуме в Петербурге общая сумма сделок составила тринадцать с половиной млрд долларов. Из них три с половиной - это сделка с компанией "Боинг", которая планирует продать два десятка самолетов "Аэрофлоту". У "Боинга" несколько совместных с российской авиакосмической промышленностью проектов. В России работают "Форд" и "Дженерал моторс", "Кока-кола" и "Джонсон энд Джонсон", "Мари Кей", "Уильям Ригли". Так что возможности расширения наших экономических связей есть.

    Годы лидерства, вернее попыток гегемонии США, не улучшили управляемость международными процессами. Основные режимы ослабли. Разговоры о необходимости реформы ООН стали общим местом. Конфликтность в мире возросла. В самих США считают, что бремя глобальной ответственности оказалось для страны непосильным. Ирак называют стратегической ошибкой. Указывают на военные трудности в Афганистане. Эксперты высказывают мнение, что однополярный мир дал трещину. О подробностях нового миропорядка судить никто не берется. Сходятся лишь во мнении, что вполне вероятен общий хаос. На фоне такого будущего конфронтация между Россией и США представляет глобальную угрозу.

    Нужен практичный подход к нашим отношениям, без чрезмерных уверений в дружбе. Есть такое верное наблюдение - чтобы идти одной дорогой, не обязательно идти в обнимку.

    Поделиться