За пять месяцев нынешнего года количество аварий на дорогах области выросло - в сравнении с тем же периодом 2007-го - почти на треть. А на федеральных магистралях - почти наполовину.
Истоки беды, на первый взгляд, очевидны: четыре пятых происшествий совершается по вине водителей. Об этом свидетельствуют юридические результаты расследований ДТП. Однако, по мнению аналитиков, это не доказывает, что самые важные обстоятельства аварий связаны с индивидуальными особенностями человека за рулем. Чаще всего причина происшествия в том, что сама система дорожного движения предъявляет к возможностям человека слишком высокие требования. А если ситуация на дороге чересчур сложная, то фатальные ошибки неизбежны. К тому же остроту в ситуацию привносят два обстоятельства, которые отмечал еще классик русской литературы. Выражаясь официальным языком, первое - безответственность водителей и пешеходов, второе - несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры современным требованиям.
Опасная трасса
За последние пятнадцать лет автомобильное "поголовье" региона выросло в восемь раз, а дорожная сеть не очень-то преобразилась. Особенно это касается федеральных трасс, где аварийность гораздо выше, чем на территориальных дорогах. Только на липецком участке трассы "Дон", прозванной в народе "дорогой смерти", за первые пять месяцев погибли 24 и ранены 134 человека. Ну не может проложенная бог знает когда магистраль, относящаяся по современным техническим стандартам к третьей категории, соответствовать интенсивности движения, которая достигла почти двадцати пяти тысяч машин в сутки. При такой плотности потока обгон тихоходного транспорта затруднен и сопряжен с большим риском.
Для "Дона" в регионе специально создано строевое подразделение ДПС численностью 25 сотрудников, которые дежурят в очагах происшествий. На средства областного бюджета созданы в четырех райбольницах у трассы отделения реанимации на 6 коек каждое, дежурят восемь выездных реанимационно-спасательных бригад службы медицины катастроф. Однако для коренного решения проблемы необходимо улучшить саму автомагистраль, в первую очередь, ускорить сооружение 46-километрового обхода Ельца и села Становое по нормативам первой технической категории. Предусмотренные же на это в нынешнем году средства пока выделяются федеральными службами в недостаточном объеме. В ближайшие три года планируется провести капитальный ремонт четырнадцати километров трассы и выполнить все работы по ликвидации аварийных участков. Будут разделены потоки движения. Наконец, к 2014 году "Дон" должен стать дорогой первой категории.
Пешеходов надо беречь
В Липецке почти половина дорожных происшествий связана с наездом на пешеходов. Специалисты рекомендуют: чтобы ДТП стало меньше, нужно сформировать в городе концепцию развития дорожной сети. А для этого следует включить в систему долгосрочного градостроительного планирования механизмы резервирования земли и коридоров под магистральные улицы и дорожную инфраструктуру. Так, появившиеся торговые центры резко увеличили пешеходные потоки через шестиполосную проезжую часть. Научные рекомендации насчет того, что маршрутные остановки должны быть не ближе 30 метров от перекрестка, нарушаются повсеместно.
Чтобы решить проблему безопасности кардинально, надо строить инженерные сооружения, разделяющие транспортные потоки, надземные и подземные пешеходные переходы на магистральных улицах. Кроме того, нужно проложить 22 километра тротуаров и пешеходных дорожек, сооружать современные пешеходные ограждения, поскольку дорожная культура горожан оставляет желать лучшего. Не обойтись и без независимой экспертизы принимаемых градостроительных решений, влияющих на организацию безопасности движения.
Впрочем, освещение и пешеходные дорожки необходимы не только в областном центре. К примеру, как только ими в 2003 году оборудовали пригородные села, там практически перестали сбивать пешеходов, что раньше случалось едва не еженедельно. Сегодня в придорожных населенных пунктах освещено свыше тридцати километров трасс. В этом году к ним добавится еще одиннадцать "светлых" километров, а в трех селах по пути в Липецк будет проложено девятнадцать километров пешеходных дорожек. Только на освещение обхода Ельца и транспортных развязок выделяется сорок миллионов рублей.
Автобус в фокусе
В городе наиболее чреваты тяжелыми последствиями нарушения правил со стороны шоферов маршрутных автобусов, особенно частных. А начинаются они с нарушения режима труда и отдыха водителей - те зачастую работают по двенадцать часов кряду. Но если уж фирмы взялись за перевозку пассажиров, то обязаны соблюдать транспортное законодательство. За это должны отвечать муниципальные органы. Но вот как раз диспетчерское управление частными маршрутками на линиях осуществляется слабо. По мнению специалистов управления госавтонадзора, в Липецке давно пора внедрять систему ГЛОНАСС, что даст возможность контролировать не только движение транспортных средств, но и соблюдение водителями режима труда и отдыха. До сих пор в муниципалитете предпочитали диспетчерские АПСУ, которые подешевле.
Вместе с тем, при заключении договоров городские власти ставят на тех перевозчиков, которые соблюдают условия лицензирования и развивают свой автопарк. Благодаря этому Липецк стал одним из первых в стране городов, где избавились от "газелей" - маршрутных такси. Как только за пассажирские перевозки взялись частники, почти до трети ДТП в городе стало происходить с участием шоферов пассажирского транспорта, из них четверть - по вине водителей "газелей". Местные власти решили исправить ситуацию и повели такую политику, что перевозчики заменили в своем парке "парнокопытных" на "пазики". Сегодня в Липецке на единственном маршруте оставлено всего десять "газелей", а пять лет назад их было полторы сотни. Несомненно, такая политика должна продолжаться и дальше - с тем чтобы на маршрутах внедрялись новые автобусы еще большей вместимости и нагрузка на уличную сеть снижалась.
С автобусами связана и другая непростая ситуация: школьные автобусы не соответствуют утвержденному правительством ГОСТу. Эта проблема легла на плечи и области, и муниципалитетов. Как высказался начальник областного управления образования Юрий Таран, надо либо менять ГОСТы, либо их выполнять. Тогда на самом высоком уровне нужно ставить вопрос, чтобы подобный автотранспорт не поступал в общеобразовательные учреждения. Также надо добиваться того, чтобы не выпускались ни школьные портфели, ни школьные ранцы без соответствующих знаков из светоотражающей пленки.
P.S. По подсчетам специалистов, социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий в Липецкой области за прошлый год составил более 3,6 миллиарда рублей, что сопоставимо с десятой частью регионального бюджета. За этот же период на дорогах области погибло 310 человек.
Алексей Аксенов, начальник ГИБДД Липецкой области:
- Среди причин аварийности я бы особо выделил умышленное нарушение правил движения и отсутствие элементарной культуры поведения и взаимоуважения у самих участников дорожного движения. Да и откуда взяться этой культуре, если более двадцати процентов курсантов автошкол, опрошенных нами, признались, что при обучении им вообще ничего о культуре поведения на дорогах не говорили. Это подтвердили и сами руководители автошкол на заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения. Только кажется, что этот фактор незначительный. Но на самом деле - очень важный.
Кстати
В Липецкой области за нарушение правил дорожного движения с января по май привлечено к ответственности почти 140 тысяч человек, в том числе 4,5 тысячи водителей, управлявших транспортным средством в состоянии опьянения, и более 60 тысяч - за нарушение скоростных режимов. Взыскано штрафов с нарушителей около 7 миллионов рублей. В нынешнем году в регионе будет установлено 6,5 тысячи дорожных знаков, 8 тысяч сигнальных столбиков, 31 километр удерживающего барьерного ограждения.