17.07.2007 00:30
    Поделиться

    Кинофестиваль имени Тарковского станет ежегодным

    Несмотря на широкое представительство балканских стран, которые последнее время явно доминируют на самых авторитетных мировых кинофорумах, в Иванове на этот раз победила Мексика - фильм Герардо Нараньо "Драма / Мекс".

    Две бесхитростных по сюжету истории о любви провинциалов молодой мексиканский режиссер сумел рассказать с таким мастерством, с такой убедительной правдой характеров, что это подкупило даже таких искушенных профессионалов - членов жюри, как греческий кинорежиссер Тео Ангелопулос и любимый оператор Тарковского Вадим Юсов.

    Кстати, Вадим Иванович получил от оргкомитета "Зеркала" особый приз - "За выдающийся вклад в мировое киноискусство". А когда весь полуторатысячный зал музыкального театра поднялся, громом аплодисментов приветствуя одного из лучших кинооператоров планеты, Вадим Иванович признался, что получить такую оценку на фестивале имени Тарковского для него - особая радость и счастье.

    Честь Балканского полуострова, тем не менее, его представители на Ивановском кинофестивале и на этот раз не посрамили - приз "За режиссуру" получил серб Срдан Голубович (фильм "Ловушка" совместного производства Сербии, Венгрии и Германии). А молодая китаянка Сун Мей признана лучшей актрисой фестиваля за роль в фильме хорватского режиссера Бранко Шмидта "Перевозка арбузов".

    Самый богатый урожай призов увез из Иванова в далекую Исландию Улафур Дарри Улафссон. Сам он сыграл "Лучшую мужскую роль" в фильме Рагнара Брагасона "Дети", а картина признана лучшей Гильдией киноведов и кинокритиков России.

    На церемониях вручения таких призов обычно не даются подробные мотивировки. Но передавая г-ну Улафссону традиционную статуэтку белого слона, известный кинокритик Ирина Павлова вот как оценила фестиваль в целом:

    - Формируя программы кинопоказов, мы делали главную ставку на фильмы в эстетике Тарковского. Категорически не хотели допускать попсу. И похоже, это получилось.

    Эта ставка на интеллектуальное авторское кино, конечно, - палка о двух концах. Были серьезные опасения у организаторов фестиваля, что такую программу не поддержит массовый зритель. Но он поддержал. Да так мощно и убедительно, по признанию директора программ фестиваля Сергея Лаврентьева, что он поначалу был просто обескуражен.

    - Сложные для восприятия фильмы рядовые ивановцы смотрели в чуткой тишине. Не поднимались из кресел до последнего титра. Аплодировали авторам. А потом демонстрировали в разговорах такое глубокое понимание увиденного, что мы убедились с радостью - принцип отбора, действительно, оказался верным.

    Из сказанного выше может показаться, что в аутсайдерах ивановского "Зеркала" оказалось российское кино. Но это, к счастью, не так. Во-первых, приз зрительских симпатий достался последней картине недавно скончавшегося кинорежиссера Валерия Огородникова "Путина". А во-вторых, не только у массового ивановского зрителя, но и у творческих руководителей фестиваля, пожалуй, самую восторженную оценку получила мелодрама Елены Николаевой "Ванечка" - об одной из самых актуальных, увы, для сегодняшней России проблем - детском сиротстве.

    Она попала, к сожалению, только в программу внеконкурсного показа "Новое российское кино". Но президент фестиваля Инна Чурикова безоговорочно присудила фильму Николаевой свой собственный приз. И вручила со словами:

    - Я давно уже не видела такого доброго и светлого фильма, исполненного такой силы и страсти. И поэтому мой совет всем сидящим в зале: обязательно его посмотрите. Не пожалеете!

    Не обошлось на фестивале и без некоторых организационных сбоев. К примеру, во время демонстрации одного их конкурсных фильмов в кинотеатре "Современник" с потолка вдруг потекла вода - затяжного двухдневного дождя не выдержала старая кровля.

    Но оргкомитет фестиваля сумел быстро переправить и зрителей, и жюри в другой кинотеатр. А Инна Чурикова по этому поводу не без юмора заметила:

    - Такие неожиданные дожди в неподходящем месте - это ведь тоже из фильмов Тарковского. Вспомните последние кадры "Соляриса"...

    Впрочем, досадные неувязки с лихвой окупались сердечностью и радушием местных жителей. А прием гостей и участников фестиваля на родине Андрея Арсеньевича - в городке Юрьевце на Волге оказался настолько горячим и искренним, что, по признанию известного кинодокументалиста из Италии и члена жюри фестиваля "Зеркало" Донателлы Бальиво, "у меня там весь день не просыхали глаза".

    Известная итальянка - автор сотни фильмов о выдающихся деятелях мирового кино. Но главной удачей своей жизни считает трилогию о Тарковском (ее, кстати, ивановцы в дни фестиваля увидели впервые).

    - Во время работы над ней 25 лет назад, - рассказывала Донателла в Юрьевце, - Тарковский все время повторял, что обязательно свозит меня в родные места, на Волгу. И вот я здесь - увы, без Андрея. Я устала об этом горевать. Но это всеобщее почитание земляками великого мастера просто ошеломляет.

    На церемонии закрытия фестиваля Донателла Бальиво, кстати, заявила, что была участницей фестивалей и в Каннах, и в Венеции, и в Сан-Себастьяне. Так вот, прошедший ивановский, по ее мнению, ничем этим названным не уступил.

    Итальянского кинорежиссера сменил на сцене Дворца искусств ивановский губернатор Михаил Мень и сказал, что уже получил согласие главных спонсоров профинансировать проведение фестиваля в следующем году. Пообещал, что проблем с протекающими крышами не будет.

    Так что фестивали памяти Тарковского, похоже, станут ежегодными.

    Поделиться